Наказание за «розыгрыши» несовершеннолетних шутников понесут родители
Образование в период эпидемии, когда приходится соблюдать меры самоизоляции, никто не отменял. Но школьникам и учителям не так легко перестроиться и заниматься в формате онлайн по видеосвязи. Особенно трудно педагогам. Мало того что теперь у них втрое больше работы и нет свободного времени, так еще то и дело подключаются пранкеры и срывают уроки: матерятся, транслируют порно, орут. А потом выкладывают это в YouTube, чтобы «повеселить» народ. Удивительно, но такие ролики собирают тысячи просмотров и комментариев в духе «полный угар» (очень смешно) или «остановите мой ор» (остановите мой смех).
Ветер подул с Запада. Там у намеренной атаки чужой видеоконференции даже появилось свое название - зумбомбинг (по названию программы, в которой чаще всего занимаются школьники - Zoom). Особенной страстью пранкеров стал показ порнороликов во время онлайн-уроков. Представьте: ваш ребенок сидит за компьютером, слушает учителя и вдруг на весь экран показывают, как совокупляются два голых мужика. Федеральная прокуратура штата Мичиган уже признала такие «шуточки» нарушением закона и объявила о наказании от крупного штрафа до тюремного заключения.
В Европе пранки на уроках - тоже большая проблема. Так, одна из норвежских школ отказалась от дистанционного обучения из-за того, что к их трансляциям в программе Whereby несколько раз подключался мужчина и раздевался догола в прямом эфире.
Русским пранкерам смешнее «клубнички» кажется послать «училку» на три буквы и выкрикнуть нацистское приветствие. А еще лучше ворваться на условный урок математики сразу группой и начать орать, петь и рисовать на экране половые органы.
Из-за отсутствия должных навыков большинство учителей во время атак не могут ничего сделать. Все наблюдают за вакханалией в онлайне, пока наконец педагог в панике не находит кнопку «завершить эфир». А когда это повторяется снова и снова, учитель просто отменяет урок и бежит на кухню за валокордином.
На нашем YouTube самые популярные ролики с пранками на онлайн-уроках у стримера (игромана) Russia Paver, он же 34-летний безработный петербуржец Артур Амаев.
- Я заходил на уроки, когда систему Zoom только ввели, - признается Артур. - На тот момент почти никто не использовал пароли - это как дверь не закрывать в класс. Но пароли тоже не могут обеспечить конфиденциальность конференции. Ученики сами присылают номера и коды нам в чат и просят зайти на урок. Учителя выдают им пароли, а они сливают их посторонним. Низкий уровень приватности и защиты сессий повлиял на то, что этот тренд с пранками настолько завирусился (получил известность. - К. Б.).
- Зачем вам все это? Педагогов не жалко?
- Искренне сожалею, если кого-то обидел своими шутками. Я и сам учусь на педагога. Просто хотел поднять людям настроение. Как зрителям, так и самим ученикам. Я считаю, что людям полезна эмоциональная разрядка в тяжелое время. Я сразу же поставил для себя цель, что не буду задерживаться больше 5 минут в каждой комнате (5 минут - это, довольно долго, так как онлайн-занятия в основном длятся полчаса. - К. Б.), чтобы сильно не мешать учебному процессу.
Кто виноват?
По популярности следом за роликами Артура идут пранки Школьника Рофлера (в миру 16-летнего Леонида).
- Мне пароли никто не присылает - они все находятся в открытом доступе, - объясняет Леня. - И когда учителя думают, что кидают ссылку и пароль только своим ученикам, они не догадываются, что сами слили это все. Были бы группы закрытыми, информацию из них нельзя было бы увидеть посторонним. Поэтому я и снимаю свои ролики: чтобы проинформировать учителей. Мне их жалко. Хочу, чтобы они научились. К нам на уроки никто не врывается, потому что работаем в программе Microsoft Teams. Там можно заходить только по подтвержденным ФИО. И интерфейс, понятный для немолодых учителей. Что я нарушил? Наказания не боюсь.
Вот это Леонид зря. Следственный комитет РФ пообещал отслеживать издевательства, оскорбления и пранки против учителей на дистанционных занятиях. А также давать им юридическую оценку.
- Действия таких горе-авторов препятствуют учебному процессу и свидетельствуют об отсутствии должного родительского контроля и неисполнении обязанностей по воспитанию своих детей, - рассказали в ведомстве. - Подобные действия могут повлечь предусмотренную законом ответственность, а при отдельных квалифицирующих признаках могут привести и к уголовно-правовым последствиям. Действия злоумышленников, проникающих в школьные чаты, могут расцениваться как хулиганство. И здесь речь идет о наложении штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс.руб. Если пранкер несовершеннолетний, то наказание за шутника понесут его родители.
Что делать?
Школы самостоятельно выбирают, какую онлайн-платформу использовать для обучения. Несмотря на то что пользователи часто сообщают о недостаточной безопасности программы Zoom (например, от нее полностью отказались в Сингапуре, в большинстве своем ученики занимаются именно в ней). Видимо, потому что она самая раскрученная. В Министерстве просвещения решили создать собственный аналог этого сервиса.
- Будут использованы только отечественные разработки, только отечественное программное обеспечение, - сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. - Наша видеоплатформа будет создана к началу следующего учебного года. (Хочется верить, что в следующем учебном году она не понадобится. - К. Б.)
А пока зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям» Любовь Духанина дала рекомендации учителям, как защититься от пранкеров на уроках:
- создавайте защищенные паролем онлайн-мероприятия, чтобы в них невозможно было проникнуть посторонним лицам;
- не публикуйте в открытых источниках ссылки на трансляции. На этот случай в интернете есть много обучающих видео, рассказывающих, как безопасно пользоваться программами для видеоконференций;
- перед каждым занятием проводите идентификацию пользователей. В случае присутствия посторонних их нужно незамедлительно блокировать;
- разъясните ученикам, что передавать ссылки для доступа третьим лицам ни в коем случае нельзя - от этого в прямом смысле зависит их безопасность.