Бельгийцев научила воевать русская
Весной 1940 года фашистская Германия вторглась в Бельгию. Для победы ей понадобилось всего 18 дней. В тайную борьбу против оккупантов было вовлечено всего около трех процентов населения. И среди храбрецов - молодая русская эмигрантка, которая стала легендой.
Центр Брюсселя, оживленная площадь Порт де Намюр. Здесь располагается военная комендатура фашистов. Самое безопасное место для оккупантов, в чем не сомневался заместитель коменданта - майор Клюге. Но лишь до того момента, пока сталь кухонного ножа не пронзила его колбасное арийское тело прямо на пороге родного заведения. Он скончался на месте.
Удар нанесла 33-летняя русская эмигрантка Марина Шафрова-Марутаева, дочь дворянина, царского офицера, который после Гражданской войны бежал в Бельгию.
Там Марина вышла замуж за русского эмигранта Юрия Марутаева, у них родились двое детей. К исторической родине супруги относились очень тепло. Настолько, что в 1939 году подали прошение на получение советского гражданства. И даже получили разрешение на въезд в СССР, но не успели - Гитлер растоптал армию королевства, как брюссельскую капусту.
Супруги влились в Сопротивление. Марина занималась сбором оружия, брошенного отступающими бельгийцами. Имея радиоприемник (за одно это могли расстрелять), она слушала сводки Совинформбюро, переводила на французский , печатала листовки и под названием «Говорит Москва!» расклеивала их на стенах брюссельских домов. Также была связной партизан, принимала участие в засаде на немецких мотоциклистов. Но этого ей казалось недостаточно. Она корила лидеров Сопротивления: «Если мужчины не будут бить врага так, как югославские партизаны, то мстить будет женщина». И в какой-то момент выполнила обещание, прирезав майора Клюге. В суматохе ей удалось скрыться.
Фашисты были в ярости. Они взяли в заложники 60 бельгийцев и пригрозили, что если убийца не придет, то их через 8 дней расстреляют. Сопротивление категорически запретило Марине сдаваться, но героиня поступила по-своему. Около шести вечера 15 декабря 1941 года она нежно попрощалась с мужем и двумя сыновьями - семилетним Никитой и трехлетним Вадимом. Вышла из дома и отправилась по направлению к комендатуре. На авеню Маркине достала из сумочки кухонный нож и ударила им первого попавшегося офицера - так был убит капитан вермахта. На этот раз убегать не стала. Когда примчался патруль, она спокойно сказала: «Ну, вот я и пришла, освобождайте заложников».
Марина еще могла сохранить жизнь! Шокированные немцы предлагали заявить, что убийство было на бытовой почве, чтобы не плодить подражателей. Но Марина гордо отказалась. Горожане несли цветы охапками к ее тюрьме, в городе разбрасывали листовки «Слава России!». Даже командующий немецкой армией в Бельгии, генерал-лейтенант фон Хаммерштейн, отзывался о Шафровой-Марутаевой уважительно: «На месте этой русской бельгийки так же поступила бы любая немка!»
Но тут в дело вмешался лично Гитлер, взбешенный нерешительностью оккупационных войск. Он приказал перевезти пленницу в Кельн. Там молодую женщину приговорили к гильотине. Не помогло даже заступничество бельгийской королевы Елизаветы. Священнику, который пришел исповедать Марину перед смертью, она заявила: «Я счастлива умереть за родину!»
Уже после разгрома фашистов стараниями королевы прах отважной женщины был перевезен в Бельгию. Русская дворянка Марина Шафрова-Марутаева почитается здесь как национальная героиня. В 1978 году правительство СССР наградило ее посмертно орденом Отечественной войны I степени. А в 2006 году Национальный комитет общественных наград России - орденом Великой Победы. Получал его 92-летний Юрий Марутаев.