Таиланд стал последним в ряду азиатских стран, фактически закрывшихся от иностранцев. Облюбовавших солнечные пляжи россиян также попросили на выход, пригрозив депортацией и гигантскими штрафами. Одним из последних перед прекращением авиасообщения из Сиама эвакуировался корреспондент «ЭГ».
Пока соседние страны закрывали границы, власти Таиланда медлили и до последнего пытались предотвратить распространение коронавируса менее радикальными способами. Их можно понять: туризм является одной из самых важных отраслей экономики, составляя около 18-20% ВВП страны. Сразу после начала эпидемии в стране развернулась широкая дискуссия относительно того, что же делать дальше. Первым шагом стало ограничение поездок из стран с наиболее тяжелой обстановкой — Китай, Южная Корея, Италия и Иран. Кроме того, региональные власти запретили работу стадионов муай-тай (именно там, по официальным данным, вирус подхватили десятки человек), а также баров, ночных клубов и массажных салонов.
Впрочем, кого в Таиланде волнуют распоряжения властей? Лично я сам видел, как на Пхукете симпатичные тайки по-прежнему зазывают туристов в полузакрытые салоны на массаж со «счастливым концом». 500 бат (1200 рублей), и никакой вирус не страшен.
Да и вообще, обстановка была расслабленной, жизнь шла своим чередом. Копы продолжали устраивать облавы на иностранцев на мотобайках без международного водительского удостоверения («Дай плава», — услышал я на ломаном русском на импровизированном блокпосте). В забегаловке напротив моего отеля пожилые тайцы из одного стакана распивали местный ликер. И даже на знаменитых местных пляжах по-прежнему было довольно много народа — в основном слышалась русская, французская и немецкая речь. На улицах городов хоть и встречались люди в масках, но не более 20-25%.
Быстро стало понятно, что мягкие меры не действуют. В результате с 22 марта Таиланд решил запретить въезд иностранцев. Вернее, от желающих въехать стали требовать справку установленного образца об отсутствии коронавируса (никто такие сейчас не выдает) и страховку с покрытием от 100 тысяч долларов. Короче, вежливый тайский способ сказать «сидите дома». Как следствие — практически полное прекращение авиасообщения: если в страну все равно нельзя въехать, авиакомпаниям нет смысла продолжать рейсы.
«Фарангов» (иностранцев), которые уже находились в Таиланде, также стали мягко выдавливать. У тех, кто прилетел по пакетному туру, особых проблем не было — чартеры продолжали вывозить туристов, ежедневно вылетая в Москву, Санкт-Петербург, Томск и Иркутск. Таиланд входит в десятку самых популярных направлений — только за прошлый год его посетило более 1,2 миллиона соотечественников.
Сложнее ситуация была у самостоятельных путешественников и «зимовщиков», большинство из которых находится там по туристическим визам, обновляемым путем выездов в соседние страны. Сейчас все они закрылись. Что же касается продления на месте, то иммиграционные власти Таиланда стали делать это «при наличии письма из посольства, подтверждающего, что человек не может совершить поездку и вынужден остаться». Российское посольство таких писем не давало — дипломаты рекомендовали обращавшимся приобретать билеты на регулярные рейсы, которые до последнего момента летали.
Сейчас в Таиланде, только по официальным данным, постоянно проживает около 60 тысяч наших соотечественников. В русскоязычных сообществах на «Фейсбуке» практически все сошлись на мысли, что пора эвакуироваться на Родину, к тому же регулярные рейсы отменят на днях. Тайцы известны довольно строгим отношением к тем, кто просрочил визу — таких тут отлавливают, сажают в местные «обезьянники» и штрафуют. И пока ни о каких послаблениях в связи с вирусом неизвестно.
Мне удалось купить билет на прямой перелет «Аэрофлота» на 23 марта. Отдал 38 тысяч рублей с багажом — эх, за такие деньги раньше можно было купить недельный тур из России с авиабилетами и «все включено», но теперь-то куда деваться? Намного дешевле было бы приобрести билет на один из чартеров, но, согласно иммиграционным правилам Таиланда, если ты прилетел регулярным рейсом, то таким же образом ты должен и покинуть страну. На форумах высказывались предположения, что в связи со сложной ситуацией на это правило могут закрыть глаза, однако никаких гарантий этого не было.
Очередь на регистрацию растянулась по всему терминалу, хотя открыто было большинство стоек. Перед входом у пассажиров замеряли температуру, а также брызгали обеззараживающий гель на руки. У двоих французов при мне зафиксировали 37,5 — их в неизвестном направлении увели местные медицинские работники, и больше я их не видел.
Что любопытно, где-то половина пассажиров была иностранцами, в основном европейцами — сообщение в их страны уже закрыли, и единственный способ улететь — через Москву. Сейчас перевозчик изменил эту практику и убрал билеты из свободной продажи — купить их могут только граждане России через горячую линию и офисы продаж.
«Боинг-777-300ER» вместимостью 396 пассажиров был заполнен — я не видел ни одного свободного места. Стюардессы заметно нервничали — нетрудно заметить, что их вся эта ситуация с коронавирусом сильно беспокоит, ведь они больше всего подвержены риску заражения. Одна по секрету рассказала, что в первый день после закрытия Таиланда самолет летел по маршруту Москва — Пхукет абсолютно пустой, без единого пассажира — справок ни у кого нет, ну а двое зарегистрировавшихся на рейс граждан Таиланда на рейс не явились (от них для возвращения тоже требуется пакет документов).
— У меня первый раз такой опыт! Хоть на несколько часов расслабились. Музыку через колонку включили, кофе и чаи друг другу разносили! — рассказала девушка. Она затруднилась сказать, как долго еще будут летать самолеты из Таиланда, но, по всей видимости, лавочка прикроется уже в ближайшие дни.
Обстановочка в самолете казалась немного напряженной — обошлось даже без привычных на этом направлении пьяных дебошей. По приземлении в Шереметьево, кажется, волнение у всех мгновенно спало — послышался смех и… уже подзабытые аплодисменты!
В российском аэропорту — никаких очередей на пограничный контроль, ну и никаких мер безопасности: ни измерения температуры, ни антисептического геля. Более чем легкомысленное отношение для сложившейся ситуации. Впрочем, на форумах пишут, что к прилетевшим из Азии наведываются врачи по месту регистрации, но ко мне пока никто не приходил.
Что касается самого Таиланда, то его ждут тяжелые времена. Из всех азиатских стран Сиам зависел от иностранных денег больше всего. По оценкам местных чиновников, более миллиона человек, работающих в сфере туризма, будут уволены, а еще трем миллионам сократят зарплаты или отправят в неоплачиваемый отпуск. В этой стране те, кто в любом качестве работал с иностранцами, обычно посылали значительную часть дохода своим семьям в глубинке. Последствия закрытия границ и сворачивания туристической отрасли грозит обернуться серьезным социальным кризисом, последствия которого могут быть самыми печальными. «Пожалуйста, возвращайтесь. Как только границы откроют, приезжайте снова. Иначе мы просто умрем», — сказали мне на прощание сотрудники отеля.
Сказочное Бали превращается в «Остров смерти»
Из всех странах региона наиболее тяжелая ситуация с коронавирусом в Индонезии. У четвертой по населению страны мира нет никаких ресурсов, чтобы справиться с эпидемией. Система здравоохранения там — на уровне Африки, если не хуже.
Уже сейчас в этой стране зафиксирован самый высокий процент смертности от коронавируса. По данным на 24 марта, заражено 687 человек, умерло 55. Какие цифры в реальности, страшно представить: тестирование в стране с населением 265 миллионов человек практически не проводится.
Эпицентром эпидемии может стать полюбившийся россиянам остров Бали. До самого последнего момента туда ежедневно прилетали десятки тысяч туристов со всего мира, в том числе из наиболее затронутых коронавирусом стран. На 4 миллиона человек местного населения проведен… всего 71 тест, причем результаты их пока неизвестны (они отправлены в Джакарту). Однако официально подтверждено уже три смерти: один индонезиец и два иностранца (51-летняя гражданка Великобритании и 72-летний француз).
Несмотря на это, на прошлой неделе десятки тысяч местных индуистов вышли на улицы для религиозных церемоний по случаю празднования Ньепи — Дня молчания, который также называют балийским Новым годом. До этого в соседней Малайзии после аналогичного религиозного фестиваля (правда, мусульманского) каждый день фиксируют более сотни новых случаев — причем большинство из них среди посетителей мероприятия.
В сложной ситуации оказались и несколько тысяч иностранцев, зависших на острове. Индонезия закрыла границы и больше не впускает граждан других государств, в результате чего авиасообщение практически полностью прекращено. Власти страны объявили, что будут выдавать застрявшим «визы в связи с экстренной необходимостью» (emergency visa), однако для этого требуется лично прийти в иммиграционный офис, чтобы сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев. В первый же день после этого заявления, 23 марта, офис на Бали посетило более 700 человек, а очередь растянулась на 150 метров. По свидетельству очевидцев, ни о какой «социальной дистанции» речи не шло — люди толкались и спорили, и иногда дело доходило чуть ли не до рукопашной.
Добавьте к этому людей, которые перед закрытием границ успели быстренько слетать в охваченные эпидемией Сингапур и Малайзию на виза-ран — и вы поймете, почему все больше людей предсказывает, что из «райского острова» Бали уже в ближайшие недели превратится в «остров смерти».
Вьетнам: всех белых объявили «короной»
Пока неясно, как будет развиваться ситуация с европейскими туристами во Вьетнаме, где также постоянно проживает несколько тысяч россиян. У большинства из них имеется туристическая виза на три месяца — поэтому подобной горячки и спешки, как в Таиланде или Индонезии, у людей не возникало. Но и они истекают, а дальше деваться некуда. Кроме того, из-за истерии в местных СМИ каждого белого человека теперь тут потенциально видят источником вируса (с которым, кстати, тут ситуация относительно благоприятная).
На форумах куча свидетельств того, как вьетнамцы выталкивали европейцев из автобусов и ресторанов, а детишки показывали пальцем с криками «корона, корона». Короче, обстановка не самая здоровая. В Россию пока что можно улететь все тем же «Аэрофлотом» из Хошимина и Ханоя, также продолжается вывоз россиян чартерами из Нячанга и с Фукуока. Однако ситуация может измениться со дня на день, поэтому посольство рекомендует гражданам РФ как можно скорее покинуть эту внезапно ставшую негостеприимной страну.