Профессор Йельского университета (США) научил приматов пользоваться валютой
Ученые одного из самых престижных вузов мира под руководством профессора Кейта Чена поставили перед собой трудную задачу: ввести обезьян в курс дела насчет доллара и заставить их жить не по закону джунглей, а словно в цивилизованном обществе. Действительно, что еще могло прийти в голову спецам из логова капитализма?
Для бесчеловечного эксперимента выбрали капуцинов — один из самых сообразительных видов обезьян. И не прогадали. Хотя ученые сомневались в успехе, ведь этих приматов называют «ходячими желудками», и вряд ли, кроме еды, их могло что-то заинтересовать. Но именно борьба за «ресурсы» и привела к победе в играх разума.
Для начала в вольере поставили рычаг. За каждый качок с усилием 8 кг капуцин получал гроздь винограда. Затем ввели в обращение жетоны разного цвета и достоинства. Вскоре приматы поняли: чем больше качнешь рычаг, тем больше заработаешь жетонов на виноград и газировку. Стая расслоилась: трудоголики богатели и набивали брюхо по самое не балуй, ленивые сидели впроголодь. Появился и первый олигарх: местный «Абрамович» за 10 минут дернул за рычаг 185 раз! Однако даже сообразительный, но излишне жадный примат не знал, куда потратить кучу денег. К тому же на них постоянно зарились собратья. Некоторые пытались экспроприировать капитал силой. У обезьян появились подозрительность и ярость в отстаивании заработка. Все как у людей.
Продажная любовь
Затем жетоны заменили металлическими монетками с дырками и показали, что на них можно покупать фрукты. На учебу ушло шесть месяцев. Вначале любая еда стоила одинаково, и капуцины лакомились самыми спелыми плодами. Но когда безжалостные ученые вздули цены на качественные продукты, хвостатые предпочли экономить и есть кислятину.
Разумно повели себя капуцины и когда им предложили азартную игру. Ученые бросали жребий, который определял, достанутся ли обезьяне две виноградины при удачном раскладе или она потеряет обе. При этом без риска можно было гарантированно получить одну. В подавляющем числе случаев приматы не хотели ставить еду на кон, пусть им и сулили бонус. Так же поступал и писатель Максим Горький, который в пору голодной юности говорил, что не может рисковать необходимым, чтобы приобрести излишнее.
Ну а дальше развитие «обезьяньей цивилизации» шло как по писаному. Не заставило себя долго ждать и первое ограбление «банка» с монетами. Дерзкая особь ворвалась в хранилище и присвоила общую казну. Отбивалась налетчица от лаборантов с особой дерзостью. Тем ничего не оставалось, как обменять краденое на еду. Другие приматы сразу сообразили, что делать, и попытки ограбить «банк» стали следовать одна за другой.
Но не монетой единой жив человек, в смысле обезьяна. «После напряженного трудового дня и жрачки неплохо бы сорвать "цветы удовольствий"», — решил один из богатых самцов. Он подвалил к самой соблазнительной самке и протянул той монету. Мохнатая красотка с радостью приняла аванс. Немного «поболтав» для проформы, парочка занялась сексом. Отработав плату за услуги, самка направилась к ученым, чтобы купить у них виноград.
В общем, обезьяны поняли, что без денег жизнь плоха. Даже если не надо платить за коммуналку.