Юрий Сальников, ставивший трюки в фильмах «Экипаж», «34-й скорый», «Вечный зов» и многих других, называет происходящее рейдерским захватом
Москва, Улановский переулок, 21, строение 2. Этот адрес 33 года был известен всем, кто обожает риск, хочет испытать себя в экстремальной ситуации и научиться выходить целым и невредимым из любой передряги. Но буквально несколько часов назад в помещении, где находилась знаменитая школа-студия «Трюк», шумела болгарка, сновала туча восточных людей в спецовках. А с полтора десятка мерзнущих на ветру полицейских приглядывали за происходящим.
На входе уже установлены новые двери. Внутри бывшей школы каскадеров – кавардак, из комнат, спеша и толкаясь, рабочие спешно вытаскивали мебель. Уникальное оборудование, созданный собственными руками реквизит, тренажеры погрузили на «Газель» и без описи имущества вывезли в неизвестном направлении – машина сделала двадцать рейсов. Возможно, все отправилось просто в помойку. Сколько всего пропало или испорчено, еще предстоит оценить. Остатки инвентаря свалены в углу – сотрудникам школы велено в ближайшее время все отсюда забрать. Снятые со стен дипломы - тут же аккуратной стопкой. Документы, плакаты, книги – все в кучу.
На Юрии Сальникове нет лица – расстроен страшно. Человек-легенда, каскадер, постановщик и координатор трюков, мастер спорта СССР по подводному спорту, способный противостоять любой опасности, перед чиновниками оказался бессилен. Через его руки прошли сотни учеников, постигали азы опасной профессии Валдис Пельш, Катя Лель, Родион Газманов. Еще раньше оттачивали мастерство актеры-каскадеры Андрей Ростоцкий и Олег Савосин. Прошлым летом 66-летний Юрий Александрович пережил инфаркт. И, понятно, происходящее с его детищем, - точно нож в сердце.
- Почему это все с вами случилось, Юрий Александрович?
- Помещение, которое у нас отобрали, мы получили в 1987 году от правительства Москвы, есть ордер, подтверждающий это. Заключен договор с префектурой Красносельского района. Подвалы, в которых мы организовали школу каскадеров, были засыпаны мусором, битым кирпичом – вместе с единомышленниками все это разгребали. Платили за аренду, оплачивали коммунальные услуги. Но год назад ГБУ «Центр», Красносельский филиал, потребовал, чтобы мы освободили эту площадь. Мы отказались. Были попытки проникнуть в помещение, взломаны замки. Тогда нам в приказном порядке было велено переоформиться и войти в состав ГБУ. Его представители предупредили, что руководителя клуба они назначат сами.
А это значит, что начальником я был бы ровно день после реорганизации – помещение в любом случае у нас забрали бы. Чиновники из управы говорили, что намерены обратиться в суд. Я не возражал: давайте встретимся там. Но вчера без всякого предупреждения, не предъявляя документов о выселении, школу просто выкинули. Нам заявили: мы вас сейчас вывезем, а потом вы судитесь, сколько хотите. Я понимаю: почти 400 квадратных метров в центре Москвы – лакомый кусок, но то, что сделали с нами, это правовой беспредел, рейдерский захват. Нам не предложили никаких вариантов.
При этом полиция, которая не должна занимать чью-либо сторону в споре хозяйствующих субъектов, вместо того чтобы прекратить самоуправство, просто стояла и наблюдала.
- В школе занимаются дети, подростки – с семи лет ребят брали. Большинство занятий бесплатные. Взрослых много. Нас приглашали на все городские мероприятия, фестивали… Никто не знал, что такое сегодня произойдет. Пришлось всех обзванивать и отменять тренировки, - с болью в голосе рассказывает еще один знаменитый каскадер Евгений Батов. На его счету – более 200 картин, среди которых «Крестоносцы», «Русский бунт», «Брат-2», «Севильский цирюльник» и множество других.
- Почти каждый месяц со всех соревнований мы привозили призы, наш центр в пример другим ставили, а теперь его нет. – Чемпионка мира по историческому фехтованию Ксения Вьюнова тоже очень переживает.
Представительница управы деловито присматривала за тем, как громили каскадерскую школу. Я подошла к ней – комментировать происходящее она наотрез отказалась. Под конец рабочего дня никто не откликнулся в ГБУ и Управе Красносельского района. Среди соучредителей школы каскадеров «Трюк» есть несколько известных актеров, в том числе, Александр Панкратов-Черный. В наблюдательный совет согласился войти депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, но все произошло так внезапно, что никто из друзей школы не успел ничего предпринять.
Мы проследим, что будет происходить с Центром «Трюк» дальше, и расскажем, какую судьбу чиновники уготовили каскадерам-энтузиастам.
Прикинь!
Только в России в каскадерских трюках снимаются дети, а не лилипуты или актеры в детской одежде. Именно в Центре каскадеров «Трюк» этому учили. Как рассказывал Юрий Сальников, еще в 80-х годах для немецкого фильма он и его коллеги поставили сцену драки музыкантов из «Веселых ребят». Она длилась 4,5 минуты, участвовали в ней 30 подростков-каскадеров. Так появилось «детское» направление. В Центре подростки изучали 16 видов трюков: высотные, пиротехнические (нигде больше дети не «горят» в асбестовых костюмах), конные, автомобильные и т. д. Срок обучения - 24 месяца. С каникулами полный курс занимал около трех лет. После каждого курса - экзамен. Во время обучения ребята снимались в фильмах и сериалах.