Главный разведчик России открыл памятник князю
100 лет Службе внешней разведки исполнится лишь в конце следующего года, но юбилей отмечать начали уже сейчас. На круглом столе в Российском историческом обществе его председатель, директор СВР Сергей Нарышкин объявил, в частности, о том, что будут рассекречены имена семерых разведчиков-нелегалов. И также множество других документов, проливающих свет на деятельность одной из самых секретных служб России.
Он напомнил, в каких сложных условиях работала разведка в 1930-е годы, когда ее высокопрофессиональные кадры были подвергнуты массовым репрессиям. Однако неимоверными усилиями ее удалось восстановить, и в результате руководство страны получало бесценную информацию.
«Большую роль сыграли и наши друзья за рубежом, в том числе знаменитая Кембриджская пятерка. Так, например, донесение Кима Филби, имеющего доступ к информации британских спецслужб, позволило Красной армии успешно контратаковать врага под Курском, совершив тем самым перелом в войне», — напомнил глава разведки.
И добавил, что так же благодаря советской агентуре Сталин имел доклад о завершении разработки атомной бомбы у американцев еще за 12 дней до того, как она была собрана.
На круглом столе также выступила министр образования Ольга Васильева.
«Я помню, как мальчишки зачитывались историями разведчиков, зачитываются и сейчас. Очень популярны фильмы о разведке, хотелось бы, чтобы их было больше. Именно история в лицах воспитывает патриотизм», — отметила она.
Нарышкин с коллегами погасил марки к столетию СВР, которые теперь, как было отмечено, будут обладать большой филателистической ценностью. А также принял участие в открытии памятника первому председателю Императорского Русского исторического общества, другу Пушкина князю Петру Вяземскому.
При этом Сергей Евгеньевич упомянул, что Вяземский работал и по торговой части, попутно тайно собирая за границей информацию, которая могла бы быть полезна отечеству. А потому, наряду с Петром I, который «под дипломатическим прикрытием добывал много политической и научно-технической информации», может считаться российским разведчиком.