Мемуары столичного мэра могут оказаться политической бомбой огромной разрушительной силы
На 84-м году жизни умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Он скончался после операции на сердце, которую проводили в Мюнхене. Политик не смог выйти из состояния наркоза — лопнул один из сосудов, а затем начался отек мозга.
Мэр, спортсмен и пчеловод — таким запомнился миллионам москвичей Юрий Лужков, человек необыкновенно яркий, талантливый и самобытный, возглавлявший Москву целых 18 лет! С его именем навсегда связаны: МКАД, многоуровневые парковки, восстановление храма Христа Спасителя, мемориальный комплекс и Парк Победы на Поклонной горе, строительство небоскребов Москва-Сити и многое другое.
Именно он начал программу по сносу ветхих «хрущевских» пятиэтажек.
«В Филях, на Кастанаевской улице сел в кабину экскаватора и начал крушить первую пятиэтажку. Так началась на деньги инвесторов масштабная программа сноса шести миллионов квадратных метров панельных домов первого поколения, не припадая ни к федеральному, ни муниципальному бюджету. И без указа президента, дебатов, законов парламента, митингов протестующих москвичей. Мы выполнили громадную работу, снесли свыше тысячи пятиэтажек, переселили 600 тысяч москвичей в новые дома. Массовых протестов, многолюдных демонстраций не происходило. Потому что решали социальную цель, улучшали жизнь людей. Сейчас очевидна другая либеральная цель — угодить застройщикам, дать им заработать», — написал Юрий Михайлович в книге «Москва и жизнь».
Крепкий хозяйственник Лужков любил инновационные проекты, которые граничат с научной фантастикой. Он собирался сбивать сосульки и ледяной налет на столичных домах лазерными пушками. Подсчитав, сколько стоит уборка снега в столице, пришел к выводу, что дешевле просто разгонять облака в течение всей зимы. «На уборку Москвы от снега зимой тратятся миллионы долларов. А что, если мы этот снег осадим за пределами Москвы? В Подмосковье будет больше влаги, больше урожай, а у нас — меньше снега», — объяснил свою идею мэр.
В базе Роспатента Лужков значится соавтором 123 патентов: его научный гений метался от создания «способа производства расстегая и кулебяки» до изобретения «доильного стакана» и «раздвижного сопла ракетного двигателя».
Москва с самого начала казалась Лужкову тесной, и уже с 2002 года он регулярно пытался расширить столицу путем поглощения самых развитых территорий Подмосковья. Лужков был первым политиком, кто отказался признавать Крым украинским и фактически в одиночку боролся за Севастополь. Москва стала первым регионом России, который помогал Черноморскому флоту. С 1998 по 2008 год по инициативе Юрия Михайловича для семей моряков в Севастополе построили более двух тысяч квартир, детский сад, школу и открыли филиал МГУ.
Ничего из этого не помогло ему сохранить свой пост. 28 сентября 2010 года президент Дмитрий Медведев отправил его в отставку «в связи с утратой доверия».
— Моя отставка — это несправедливость и беззаконие. И месть за мой отказ поддержать выдвижение Медведева на второй президентский срок, — объяснял произошедшее Юрий Михайлович.
Отставка хоть и обидела Юрия Михайловича, но дала ему время для реализации других талантов. «Мне очень хочется сделать какой-нибудь горшок своими руками. Может быть, ночной даже горшок, не важно», — говорил бывший мэр, получивший для реализации своей мечты все возможности.
Лужков нашел себя в писательстве и сельском хозяйстве. Основное время он проводил либо под Калугой, где занимался пасекой и молочной фермой, либо в Калининградской области, в известном с XVII века имении Веедерн, которое принадлежало потомкам немецкого коннозаводчика Эберхарда фон Цицевитца. Выращивал там гречку, держал стадо коров, лошадей.
— Я стал настоящим фермером. Жена дарит мне на день рождения то комбайн, то трактор, то сеялку, то культиватор. На 80-летие подарила итальянскую линию для производства мягкого сыра, — рассказывал о своем житье-бытье Юрий Михайлович. — В день 25-летия нашей свадьбы мы с Леной обвенчались в нашей домовой церкви. В чем секрет нашего брака? Любовь и взаимное уважение. И не мешать друг другу.
Елена Батурина объясняла прочность их брака несколько иначе: «Спасибо маме Юрия Михайловича, она сумела внушить сыну, что в семье главная — женщина...»
Сбежать не получилось
— Хозяйственника Лужкова создала предыдущая жена — дочь первого замминистра химической промышленности СССР Марина Башилова. Во всем, что произошло с ним потом, виновата Елена Батурина. Я, например, лично присутствовал, когда Лужков за бесценок скупал земли в Сочи... — рассказывал бывший друг мэра, член Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РФ Юрий Гехт.
Как бы там ни было, в рейтинге мировых миллиардеров, составленном журналом Forbes в 2019 году, Елена Батурина с состоянием в $1,2 млрд сохраняет титул богатейшей женщины России 14-й год подряд.
Однако никакие деньги не позволили тогда семье опального московского мэра сменить гражданство. Судя по всему, Батурина и Лужков опасались, что следом за «утратой доверия» последуют какие-то коррупционные разоблачения, и готовились к полноценной эвакуации из страны. Первые месяцы после отставки они на всякий случай провели в Лондоне. Неприятные звоночки действительно были. Михаила, старшего сына Юрия Михайловича от первого брака, тогда уволили с поста заместителя гендиректора «Газпром межрегионгаза». Младшего сына Александра выдавили из рекламного бизнеса, лишив лицензии на установку рекламных билбордов и реконструкций на крышах в Москве.
Батурина и Лужков подали прошение на получение вида на жительство в Латвии, сразу положив в Rietumu Bankа 400 тысяч евро, но им было отказано. Потом была попытка перебраться на жительство в Австрию, но тоже не получилось.
Со временем, поняв, что преследования не будет, но и административный ресурс мужа потерян навсегда, Елена Батурина продала инвестиционно-строительную корпорацию «Интеко» и перенесла весь свой бизнес за рубеж. Сейчас большую часть дел она ведет на Западе, а своим самым удачным вложением считает частный самолет, где проводит половину рабочего времени.
Миллиарды не помогли сменить гражданство Елене Николаевне и Юрию Михайловичу. В процесс явно вмешались высшие силы. Но вот своим детям кипрские паспорта они все-таки купили. В 2016 году компания Батуриной приобрела участок на побережье Средиземного моря в кипрском Лимасоле, заявленный объем инвестиций — $40 млн. Эти вложения и стали основанием для обретения Олей и Леной Лужковыми новой родины.
Как и все отпрыски нынешних высокопоставленных чиновников, девочки получили образование в Великобритании, и родители сделали все, чтобы они остались на Западе.
Сейчас 25-летняя Ольга живет в Нью-Йорке на Манхэттене, в квартире, когда-то принадлежавшей культовому американскому художнику-абстракционисту Джексону Поллоку. Примерная стоимость жилплощади — $3 миллиона.
27-летняя Елена не захотела уезжать из Лондона и осталась вместе с мамой в семейном особняке. Британская столица — вообще любимое место Батуриной. Пока Юрий Михайлович в компании коров и доярок выращивал гречиху в Калининградской области, она рассказывала местным журналистам, что главным залогом своего цветущего вида считает воздух Лондона — точнее, то, что в британской столице по сравнению с Россией «меньше стресса».
В последние годы супруги практически не виделись. Свое отшельничество в поместье Веедерн Юрий Михайлович объяснял особенным творческим подъемом, который он испытывает вдали от суеты. Там ему хорошо писалось. Всего месяц назад в Московском Доме книги на Новом Арбате он представлял широкой публике свою очередную книгу «Властители, уничтожавшие великую страну. Россия. XX век». В разговоре с читателями Лужков намекнул, что о том, как и кто уничтожал Россию в XXI веке, он допишет в следующем году. Мол, у него не только с памятью все хорошо, но и документов осталось достаточно. Вопрос, где они сейчас и что сделает с бумагами Елена Батурина. Припасет на черный день как гарантию своей финансовой безопасности или все-таки в обмен на гражданство своей любимой Великобритании опубликует их в какой-нибудь «Таймс».
Борис Березовский предлагал стать преемником
В автобиографии «Москва и жизнь» Юрий Михайлович рассказал, кто и как создавал «Единую Россию».
«Вернусь к выборам 2000 года. "Крестный отец Кремля" Борис Березовский тогда еще не утратил былого политического влияния. Озабоченный защитой своего капитала, он искал вместо уходящего на покой больного президента Ельцина фигуры, способные его заменить. Сам Борис Абрамович ясно понимал, что ему, замешанному в громких скандалах, выдвигать свою кандидатуру бесполезно. Он предложил ни больше ни меньше роль премьера с последующим выдвижением на пост президента.
При этом поставил два условия. Первое — не трогать после сложения полномочий Бориса Николаевича и его семью. Это пришлось мне по душе. Но на втором условии — не трогать результаты приватизации — мы с Березовским не сошлись.
На этом мы расстались, и он начал искать другую кандидатуру в преемники Ельцина...
…Правящая партия "Наш дом — Россия" стремительно теряла силу. Чтобы избежать неизбежного поражения правящей партии, все тот же Березовский придумал ее не спасать, а начать предвыборную кампанию с чистого листа, сформировать новое движение, партию "Единство".
По примеру правящих в США Республиканской партии, чей символ — сильный слон, и Демократической партии, ее символ — упрямый осел, Борис Абрамович придумал олицетворять "Единство" в образе доброго и сильного медведя».
Лучше не скажешь
Весна и осень — плохое время для того, чтобы принимать важные государственные решения. Слишком много шизанутых…
Из двух умных людей тот умнее, у которого силы больше.
Мы помним наше великое прошлое, мы мечтаем о нашем великом будущем, и пора уже создавать наше великое настоящее!
В энергетике нам нужны не реформаторы, а новые трансформаторы.
Пригрозил расправой окружению президента
Бывший журналист кремлевского пула Елена Трегубова в своей книге «Байки кремлевского диггера» объяснила, что в переломный 1999 год вызвало ненависть ельцинского клана к мэру Москвы.
«В своих политических оценках Лужков был прямолинеен.
Как-то раз в самолете, по пути домой, я спросила его об отношении к премьеру Сергею Степашину, и мэр, ничуть не смущаясь присутствием еще десятка журналистов, заявил:
— Это не премьер, а тряпка!
Ближе к осени высказывания Лужкова о ельцинском клане становились тоже все более и более жесткими. Приехав в Германию в начале сентября, Лужков объявил, что верит в информацию о коррупции ельцинской семьи, и, по сути, пригрозил расправой окружению президента, после того, как тот уйдет на покой: Те, кто не совершал ничего неконституционного, — они не должны нести никакого наказания. Но те, кто нарушал Конституцию или совершил другие какие-то серьезные преступления, которые нанесли большой урон государству, — у таких преступлений нет срока давности, и такие люди обязательно понесут наказание, после того, как к власти придут честные люди».
Страшная история
Юрий Лужков так долго был мэром Москвы, что даже успел стать автором одной городской страшилки. В апреле 2010 года он открывал после реконструкции фасад исторического здания Большого театра и на праздничном банкете с артистами рассказал им, что в реке Неглинке, протекающей под землей в центре Москвы, как раз в районе ГАБТ, водятся огромные белые тараканы. Мэр поклялся, что видел их собственными глазами. Мол, насекомые — отличные пловцы, и их просто так не поймать.
Андрей Караулов, телеведущий:
«Лужков в 90-е годы не только ведь Москву спасал от приватизации по Чубайсу. Если бы ЗИЛ встал, а это сто тысяч работающих, то по всей стране по цепочке остановились бы десятки заводов. Если бы Лужков не вмешался тогда, погибли бы сотни тысяч людей от голода. Мало кто знает, что Лужков и правительство Москвы заказали две атомные подводные лодки для Москвы! В Москве нет морей, но так Лужков поддерживал великий завод в Северодвинске, "Севмаш". Он приехал на "Севмаш", увидел в совершенно секретном цехе, где стоят подводные лодки, аналоги "Курска" с атомным двигателем на борту, бегают ребятишки. Он у рабочих спрашивает: "Ребят, а дети-то что тут делают?" "Юрий Михайлович, — отвечают рабочие, — нам уже столько месяцев не платят зарплату, но дают бесплатные обеды. Мы на эти обеды живем, и наши дети тоже живут. Они приходят сюда с нами пообедать, только они пропускают школу". Как вы думаете, какая была реакция Лужкова? Он сел на станок какой-то и заплакал. И Москва заказала, чтобы поддержать завод, чтобы дети не оставались без школы, три атомные подводные лодки, подарив их потом Тихоокеанскому флоту. У него было огромное сердце, на самом деле».