То, что сотворил с аспиранткой Анастасией Ещенко известный историк Олег Соколов, кто-то метко назвал «чисто петербургским убийством». Ночь, улица, фонарь…
Под покровом темноты пожилой мужик, перемещаясь короткими перебежками, отправляет в Мойку набитый чем-то мешок. Потом в нем найдут отрезанные женские руки и травматический пистолет... Злоумышленник не соображает, что попадает на камеры видеонаблюдения. Судя по фактам, которые всплывают, как тот непотопленный в Мойке мешок, он давно слетел с катушек. Шизофреник? Возможно, с этим будут разбираться. Как и с тем, как такой тип был допущен к студентам и особенно студенткам. История поучительна и с точки зрения профилактики: что делать, если подобные соколовы обретаются рядом с вами или с вашими детьми.
Олег Соколов (63) — профессор кафедры истории Санкт-Петербургского университета, кавалер ордена Почетного легиона, автор множества работ о Наполеоне, увлечен реконструкциями эпохи великого полководца. На первом же допросе сообщил, что собирался покончить с собой в Петропавловской крепости в костюме Бонапарта.
Анастасия Ещенко (24) — аспирантка истфака Санкт-Петербургского госуниверситета. Родом из станицы Старовеличковской Калининского района Кубани. Золотая медалистка, стобалльница по истории. Занималась репетиторством. Мама — подполковник полиции. Отец — учитель физкультуры в школе.
Убийственный ноябрь: хроника
- 7-е, вечер. Анастасия и Олег Валерьевич повздорили. По словам ученого, девушка обиделась, что ее «милый друг» хочет провести выходные с детьми — им 7 и 12.
- 8-е, час ночи. Девушка поговорила по телефону с братом — капитаном и вратарем молодежной сборной России по футболу Сергеем Ещенко.
- 8-е, 2 часа ночи. Настя заснула, а вскоре профессор выстрелил ей в висок. Потом еще три раза, хладнокровно перезаряжая обрез перед каждым выстрелом.
- 8-е, 9 — 14 часов. Историк прочел пару лекций в универе, после чего спешно ушел. По дороге домой купил пилу.
- 8-е, 7 часов вечера. В гости к Соколову пришли два старинных друга. Приятели выпивали, а тело Анастасии лежало под кроватью в соседней комнате. Оставшись один, историк отпилил от трупа ноги, глуша подкатывающую тошноту алкоголем.
- 9-е, около 3 часов ночи. Ученый притащил мешок к реке, бросил в воду, но тот не утонул. В попытке дотянуться до него Соколов сам упал в реку Мойку.
- 9-е, 4 ч 51 мин. Таксист на набережной увидел барахтающегося в воде пенсионера. На берег вытащили Соколова и рюкзак с двумя женскими кистями и зарегистрированным травматическим пистолетом.
- 9-е, утро, около 6:30. Доцента госпитализировали в Мариинскую больницу, после чего отправили в СИЗО. Он арестован до 8 января 2020 года.
- 10-е, утро. Появилось шокирующее фото с отрезанной головой Анастасии.
Страшные вещдоки
Соколов уверяет: девушка первой набросилась на него с ножом. Ему мало кто верит, потому что за Настей подобного не водилось, а вот историк «включал Наполеона» на ровном месте. К тому же дома у него нашлись неопровержимые улики.
- Обрез малокалиберной винтовки ТОЗ-17, стилизованный под кавалерийский пистолет XIX века.
- Коробка со спортивными винтовочными патронами калибра 5,6 мм «Снайпер», в которой недостает восьми штук.
- Пила, топор, два ножа, мешки для мусора, скотч.
По соседству
Адрес дома, в котором разыгралась трагедия: набережная Мойки, 82. Недалеко от него, на набережной канала Грибоедова, 104, жила старуха-процентщица Алена Ивановна со сводной сестрой Лизаветой. А в Столярном переулке, 5, снимал каморку убивший их студент Раскольников.
Простая формулировка
Руководство Санкт-Петербургского госуниверситета уволило преподавателя-убийцу за «аморальный поступок, несовместимый с выполнением воспитательных функций».
Поступление и наказание
После смерти возлюбленной Соколова получили огласку и другие истории. Они наводят на мысль, что такой финал был не таким уж неожиданным.
- Со своей будущей женой Анастасией Викторовой ученый сошелся в 30 лет, когда та была еще школьницей. Она умерла от рака, но никто не знает, где похоронена.
- В 2008 году ученый вполне мог схлопотать срок. Студентка, состоявшая с ним в романтических отношениях, решила их прекратить. Узнав об этом, Соколов привязал ее к стулу, избил и поднес к лицу горячий утюг. Девушка обратилась с заявлением в полицию, но уголовное дело не возбудили, а ученому даже сохранили должность на кафедре.
- Многие студентки признавались: препод приглашал их домой на шампанское. А чтобы получить автомат, достаточно было надеть мини. Любимую шуточку Олега Валерьевича знали все: «Жены стареют, а студентки третьего курса — никогда!»
Вывод из этой истории очевиден: не сближайтесь с человеком с неконтролируемой агрессией, не попадайте в зависимость ни от кого, бегите со всех ног, если чье-то поведение кажется странным. Не молчите. Сегодня промолчите — завтра, по классику, ружье может выстрелить.
Бешеный сир
Так в реконструкторских кругах называли доцента Олега Соколова, повернутого на эпохе завоевательных походов Наполеона Бонапарта конца XVIII — начала XIX веков.
- На все костюмированные тусовки историк являлся исключительно в шляпе-треуголке и на глазах преображался в жесткого, часто заносчивого командира. По свидетельству очевидцев, он сидел на коне как мешок известно с чем и для французского императора был явно староват и толстоват, но ощущение собственного величия накрывало доморощенного «полководца» с головой.
- В 1981 году, будучи студентом, наш герой утопил корабль, участвующий в съемках телефильма об эпохе Петра I «Россия молодая». Когда начался шторм и парусник по его вине стал тонуть, он уплыл на шлюпке один. Находившийся на том же корабле ученый-биолог Владимир Сорокин не смог спастись и погиб. Соколов также проплыл мимо двух женщин, которые оказались в воде. Был суд, на котором Соколова спросили, почему он им не помог. Тот ответил: «А они и так прекрасно плавают». Тогда он получил два года условно. Отец будущего ученого добился мягкого наказания, так как был «при погонах» и вхож в высокие кабинеты.
- Осенью 2006 г. на конференции Общероссийского военно-исторического движения в Сочи Олег Валерьевич в пьяном угаре скакал по столам ресторана гостиницы «Рэдиссон», принадлежавшей его тогдашнему покровителю, брату жены мэра Москвы Юрия Лужкова, Виктору Батурину, с криками: «Мы превратим эту гостиницу в казарму!!!»
- В сентябре 2007 г. на Бородинском поле Соколов провоцировал столкновение реконструкторов-наполеонистов с ОМОНом, чем надолго подорвал собственный авторитет. Перед началом наступления он «выступил с зажигательной обличительной речью» в адрес организаторов, рассказал участник мероприятия Всеволод Радченко. Причем его «речь была настолько незапланированной и подрывной, что в какой-то момент группа омоновцев, находившаяся рядом с трибунами, судя по всему, получила приказ удалить смутьяна». В ответ Соколов скомандовал: «Легион Вислы, ко мне!» Его «обступили украинские реконструкторы» из киевского клуба «Легион Вислы».
Как пишет Радченко, «ОМОН тогда, видимо, отказался от силового разрешения вопроса посредине публичного праздника».
Затем у «укро-французских» войск Соколова произошел конфликт с «нарушителями субординации», когда он потребовал «сорвать эполеты» с назначенного без его одобрения «офицера». В конфликт вмешался ОМОН, причем один из напавших на противников «кавалеристов» Соколова начал «драться с крутившими его бойцами ОМОНа».
«Удивительно, что данное происшествие осталось без серьезных уголовных последствий для "сира" и компании. "Гусары", насколько мне известно, отделались условками (пусть товарищи поправят, если я не прав)», — говорит Радченко.
За некоторые свои выходки Соколов «был неоднократно бит простыми реконструкторами» и даже на несколько лет отлучен от ЕББ — Ежегодной Бородинской баталии. И лишь на 100-летие Отечественной войны 1812 года ему разрешили вернуться.
- Знавшие Соколова французские реконструкторы утверждают: в последние годы его крайне неохотно приглашали в Европу на исторические фестивали и не давали лошадей, поскольку Соколов безбожно пил и калечил животных. Из-за жестокого обращения погиб конь, которого историку предоставили в Испании.