Заканчивается реставрация памятника «Родине-матери» - символа воинской доблести нашей страны
Высокое искусство
- Монумент Победы (Москва) 141,8 м.
- Памятник Петру I (Москва) 98 м.
- «Родина-мать зовет!» (Волгоград) 87 м.
- «Рабочий и колхозница» (Москва) 58 м.
- Статуя Чингисхана (Монголия) 50 м.
- Статуя Свободы (Нью-Йорк) 46 м.
- Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» (Мурманск) 42,5 м.
- Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро) 38 м.
- Мемориал Советскому солдату (Ржев) 35 м.
- «Воин-освободитель» (Берлин) 30 м.
- 1941. Знаменитый агитационный плакат «Родина-мать зовет!» создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Услышав о том, что Гитлер напал на СССР, в мастерскую художника вбежала жена с криком «Война!». Выражение ее лица потрясло Ираклия. Он тут же сделал набросок. Плакат в каком-то смысле стал прообразом монумента.
- 1944. Освобождение Сталинграда в 1943 году переломило ход Великой Отечественной. Уже в сентябре 1944-го объявили конкурс на создание памятника. Письма шли мешками: и от архитекторов, и от простых солдат - они присылали эскизы в треугольниках полевой почты.
- 1967. Конкурс проектов начался при Сталине. Приказ о строительстве подписал в январе 1958-го Хрущев. Открыли монумент уже при Брежневе.
Не забудем! Не простим!
Всего за неделю, с 23 по 29 августа 42-го, в Сталинграде были убиты 40 тыс. мирных жителей. А всего в Сталинградской битве погибло около 3 млн. человек.
Земля Мамаева кургана была так перепахана взрывами, что весной 1943-го на ней не выросла трава.
Перед началом строительства на кургане обезвредили 40 тыс. мин, снарядов, авиабомб.
Архитектор Евгений Вучетич
В первые дни войны Вучетич ушел добровольцем на фронт. Служил рядовым пулеметчиком. В 1942-м прямо перед ним упала мина, осколки пробили шинель. Вучетича тяжело контузило, но он выжил.
Памятник «Родина-мать» открыли 15 октября 1967 года. Церемонию, на которую приехал Брежнев, архитектор смотрел по телевизору. После контузии ему было тяжело говорить, начинался тик, кашель, дергалась рука. Были сильно повреждены голосовые связки и плечо. Он почти не давал интервью и не выступал. Но очень много работал.
Самые знаменитые его работы:
Цитаты
Евгений Вучетич:
«Думаешь, мне не хочется изваять обнаженную женщину, полюбоваться красотой тела? Хочется! Но я не могу, не имею права. Я должен в каждой вещи своей нести идею, быть солдатом».
«Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: «А она кричит: «За Родину… вашу мать!» - заткнулись…»
Инженер Николай Никитин
Гениально сделал расчеты: монумент весом 8 тыс. тонн ничем не прикреплен к фундаменту. Однако стоит устойчиво. Как фигура на шахматной доске.
На фундаментах конструкции Никитина установлено большинство московских высоток. А также 540-метровая игла Останкинской башни. Она держится на фундаменте глубиной всего 3 - 4 метра!
Никитин, кстати, участвовал в проектировании Дворца Советов, который хотели в 30-е годы строить на месте храма Христа Спасителя. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента разобрали на противотанковые ежи.
Спасти и сберечь
За многие годы памятник сильно загрязнился. На нем оседали промышленные выбросы, особенно с восточной стороны, где расположен металлургический комбинат, перерабатывающий лом черных металлов. А на северной стороне вырос мох.
Первыми к работе приступили две бригады реставраторов, приехавшие из Казани. Скульптуру начали чистить с помощью уникальной технологии мягкого бластинга: мелкие частички кальция размером 50 - 70 микрон под давлением омывали памятник, как душем. Они выбивали грязь, не повреждая поверхность.
Кстати
- После работ в Волгограде казанцы отправились на Соловецкие острова - очищать постройки Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
Затем каждую трещину, выбоину, скол, следы отслоения бетона выделили и пронумеровали. Обозначили на картограммах и определили, каким способом «лечить».
Все повреждения заполнили раствором с помощью «инъекций», загрунтовали, покрыли специальным составом.
За два года
- 180 тысяч дефектов выправили в монументе.
- 16 км трещин заделали во время работ.
- 99 металлических тросов, внутренние стяжки заменили на новые.
Ему позировали четыре натурщицы
Валентина Изотова работала официанткой в ресторане «Волгоград». Там ее и приметили молодые скульпторы из бригады Вучетича, зашедшие пропустить по рюмочке.
Екатерина Гребнева тоже из города на Волге. Девушку нашли на спортивной площадке.
Анастасия Пешкова служила учетчицей в Художественном фонде РСФСР. Разместила свое фото в альбоме натурщиков, где на него случайно наткнулся сам великий скульптор.