Армейское прошлое считалось позором для вора в законе: криминальные авторитеты не должны были брать в руки оружие и трудиться на благо родины. Однако строгое табу среди преступников теряет значимость. Кто из авторитетов служил, рассказывает «Экспресс газета».
Вор в законе Рома Кащей
Юность уроженец Адыгеи провел вдали от криминальной среды: неплохо учился, занимался в спортивных секциях, был призван в армию. Но не дослужил: у юноши обнаружили проблемы с психикой и направили на принудительное лечение.
В воровском мире Роман Кащаев «засветился» после переезда в Краснодар. Занимавшийся вымогательством и мелким рэкетом мужчина попал в поле зрения вора в законе Пичуги. Тот и похлопотал, чтобы Кащея приняли в клан Деда Хасана — отсутствие судимостей и срочная служба не помешали. Спустя годы Кащей смог укрепить репутацию в среде преступников: во время второй отсидки в 2012-м году он заступился за униженного заключенного и устроил потасовку с надзирателями. По последним данным, Романа минувшей весной задержали в Польше с поддельным паспортом.
Вор в законе Вася Воскрес
Криминальная кличка Василия Христофорова — Воскрес, но за глаза его называли «автоматчиком». Позорное для преступного мира прозвище получают те, кто проходил срочную службу. Однако армейское прошлое Васе не припоминают. Во-первых, слишком силен авторитет «законника». Во-вторых, оружие Воскрес в руках не держал: как ранее судимого (за дачу ложных показаний), Христофорова определили в стройбат и выдали не автомат, а лопату. После ареста Шакро Молодого Васе в числе других преступников прочили будущее «вора в законе № 1».
Костя Могила
Ходят споры, был ли Константин Яковлел вором в законе: по одним данным, статус ему присвоил в 90-х Дед Хасан, по другим — преступник неоднократно отказывался от предложения московских братков стать коронованным. И все же был вхож в криминальную сферу — несмотря на переход от преступного заработка к легальному бизнесу и службу в армии (в юности Могила, как кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, попал в спортивную роту).
После демобилизации авторитет работал на кладбище и занимался перевозкой денег, в конце 80-х сколотил «коллектив», занимавшийся крышеванием, — во многом благодаря нужным связям в бандитском Петербурге. Но к 90-м сменил криминал на бизнес, увлекшись издательским и банковским делами, фармацевтикой, строительством. Возможно, из-за последнего Могилу, не поделившего сферу с конкурентами, и убили, расстреляв его автомобиль в мае 2003 года.
Вор в законе Клим
Год за продажу запрещенных препаратов, десять лет за хищение государственной собственности, воровство и попытку побега — такими были молодые годы Сергея Клементьева. На свободе Клим быстро выбился в «лидеры» криминального Новосибирска и получил звание смотрящего за городом — а вместе с ним воровскую корону. Носил ее мужчина недолго: конкуренты обнародовали архивные фотографии, на которых облаченный в форму Клим приносит присягу. Клементьев скрыл от авторитетов этот эпизод жизни, за что мог лишиться жизни — но дельца пощадили, лишь отняв статус вора в законе. Сибирский преступник умер в 2015-м году из-за сердечной недостаточности, вызванной, вероятно, пристрастием к наркотическим препаратам.
Вор в законе Чиж
Александр Чащин скатился на преступную дорогу как раз во время армейской службы: дрался, скандалил с офицерами, по некоторым данным, воровал, за что угодил под трибунал. После трех лет в заключении Чащин вышел на свободу и вскоре вновь угодил за решетку на 30 лет — за убийства и взлом детского сада с целью ограбления. В колониях Чиж сблизился с матерыми преступниками и в 1990-м был коронован. На воле вор в законе выступал в роли арбитра, но несмотря на известность в определенных кругах, титула все же лишился — из-за пьянства и неспособности подтвердить «звание». Скончался Александр в 1999-м на фоне алкоголизма.