Секс-ловушка Адольфа Гитлера
Ровно 80 лет назад, осенью 1939 года, в рейх прибыла дипломатическая миссия из СССР. В свите нового полпреда находился невысокий широкоплечий военный атташе - Максим Пуркаев. Он показался фашистам легкой целью для вербовки. К нему подослали грудастую фрау и стали ждать, что он с ней сделает.
Резидент советской разведки Максим Пуркаев, оперативный псевдоним Мрамор, с трудом сдерживал эмоции. В конверте, который ему передал безукоризненно вежливый сотрудник оперативного отдела немецкого Генштаба, лежал его смертный приговор. Ну, не буквально, конечно, но все-таки. Это были фотографии фривольного содержания, на которых можно было узнать самого Максима Алексеевича и особу женского пола с внушительным обнаженным бюстом. Товарищ атташе тоже был не вполне одет.
Пуркаеву недвусмысленно предложили работать на рейх, в противном случае угрожали переслать снимки в советский МИД. Еще памятен был ежовский террор, который затронул разведку и дипломатический корпус. Поверят ли в Кремле, что «развратник» остался верен Родине?
«Обиженный» генерал
Когда в 1916 году Максим Пуркаев получил чин прапорщика, это считалось огромным достижением для сына мордвинского плотника. В 1919 году он уже комполка Красной армии. Воюет с врагами советской власти, получает ранения, ордена.
После окончания Военной академии РККА им. Фрунзе у него под началом дивизия. В 1939 году Сталин после аудиенции посылает его в Берлин, но через две недели отзывает. Пуркаев назначается начальником штаба Белорусского фронта - Красная армия входит в Польшу, которая к тому моменту уже разгромлена Гитлером.
28 октября 1939 года Сталин вновь вызывает генерала. И тот возвращается в Германию в прежнем ранге. Со стороны выглядит как явное понижение. Именно поэтому фашисты и стали обхаживать «обиженного» офицера. Известно, что приказ об этом дал лично Гитлер.
Советскому дипломату выделили кабинет в немецком Генштабе, всячески опекали и намекали на выгодное сотрудничество. Когда это не сработало, начались провокации. К примеру, в пальто подбросили маленький фотоаппарат. Пуркаев вовремя его заметил и поднял скандал. Перед ним извинились, заявив, что кто-то, мол, перепутал карманы.
Затем к Пуркаеву прикрепили смазливую домохозяйку Марту. Она убиралась в доме дипломата, помогала совершенствовать немецкий язык и развлекала его как мужчину. Вот эти их «упражнения» и сняли на пленку.
Пощечина дипломатии
На самом деле никакого понижения не было. Максиму Алексеевичу ставилась сверхважная задача - перед неизбежной войной с Германией заполучить как можно больше военных секретов. Действовал Мрамор дерзко - интересовался технологией получения синтетического толуола, составом корабельной брони, скупал современное оборудование для производства снарядов и так далее. Немало сделал и для восстановления порядком разгромленной советской агентуры в рейхе.
Секс-компромат не поколебал его преданности стране. 14 февраля 1940 года он отправляется в Москву, захватив злосчастные фотографии, и докладывает о провокации.
По одной версии, его арестовали и три дня продержали в камере. Пить воду якобы приходилось из унитаза. Другие утверждают, что никакого ареста не было. Достоверно известно, что Иосиф Виссарионович лично принял генерала на ближней даче в Кунцево. Заверил в абсолютном к нему доверии и отправил обратно в Берлин. Настоящая пощечина немецкой разведке и дипломатии.
Скоро Пуркаев окончательно вернется домой. А с началом войны начнет бить фашистов в качестве начштаба Киевского военного округа, командующего Калининским фронтом. В 1945-м уже в звании генерала армии будет командовать войсками, наголову разгромившими японцев в Маньчжурии, изгнавших самураев с Южного Сахалина и Курильских островов.
Умер Максим Алексеевич в 58 лет, в один год со Сталиным. Мемуаров не оставил, фильмы про него не снимают. А зря! Мог бы получиться первоклассный шпионский детектив о настоящем патриоте, который поимел фашистскую Германию и как военачальник, и как мужик!
Интим с послом изменил политику Франции
Одна из самых элегантных операций советских спецслужб по вербовке иностранного дипломата произошла в конце 50-х. Наша страна изменила геополитическую ситуацию в мире, а объект вербовки - посол Франции Морис Дежан отделался эякуляцией и парой синяков.
Посол был другом президента Шарля де Голля. В операции по вербовке принимал участие главный контрразведчик КГБ генерал-лейтенант Олег Грибанов.
Дежана познакомили с красавицей актрисой Лорой Кронберг-Соболевской: по просьбе комитета их свели поэт Сергей Михалков и его жена Наталья Кончаловская.
По сценарию, Лору и Мориса застукал муж актрисы, роль которого сыграл полковник КГБ. Вместе с ним завалился в квартиру друг семьи - настоящий уголовник по кличке Муса. Послу здорово намяли бока и пригрозили кляузой в милицию. Разрулил все дело Грибанов, который, по легенде, являлся советником председателя Совмина СССР.
После этого благодарный посол по всем вопросам советовался с влиятельным «спасителем». Его даже шантажировать не пришлось. Во многом под его влиянием де Голль не дал Франции вступить в НАТО.
Сдал Дежана перебежчик. Де Голль вызвал друга к себе и задал сакраментальный вопрос: «Итак, Морис, женщины приносят наслаждение?» Но арестовывать его не стал, только снял с должности. Спустя много лет в официальном некрологе француза было сказано: «...Затем он был в течение восьми лет послом в Москве, где, по словам генерала де Голля, «достойно и с честью представлял интересы Франции».