О деле Кантемира Карамзина пишут уже полгода. Все это время он сидит в СИЗО, где ослеп на один глаз и перенес несколько сердечных приступов.
Талантливый юрист перешел дорогу денежным мешкам из России с мальтийским гражданством – хозяевам компаний ДСК-1 и ФСК «Лидер» Владимиру Копелеву и Владимиру Воронину. Дельцы проиграли в арбитражном суде Кантемиру, который представлял своего клиента. Цена вопроса – 15 миллиардов рублей. После этого у юриста и начались крупные неприятности.
Они могут закончиться уже 30 сентября. Но только, если судья Верховного суда Олег Зателепин между служением закону и своим личным благополучием выберет закон. Давление на него оказывается страшное и решение дастся тяжело. Именно поэтому он, после заседания 27 сентября, взял три дня на раздумывание.
Вопреки всем нормам закона, обвиняемого содержат в Подмосковье и дело его рассматривают подмосковные суды. Они, как как утверждают защитники узника, подвержены давлению генерал-полковника ФСБ Алексея Дорофеева. Именно его, как уверен сам Кантемир, наняли оффшорные олигархи, скрывающиеся за границей, для решения своих дел. Ведь если Кантемира признают виновным, дело о 15 миллиардах будет легче развалить. Характерно, что на всех заседаниях присутствовали сотрудники ФСБ. Некоторые СМИ даже называют генеральский гонорар - $10 млн. Однако пока разваливается дело против самого Кантемира, которое шито белыми нитками. В чем же его обвиняют?
Еще в 2007 году он дал писателю Олегу Блоцкому в долг свыше $200 тыс. Но литератор отдавать их не спешил. Кантемир подал на него в суд и выиграл во всех инстанциях. Припертый к стенке, Блоцкий пошел ва-банк. В 2014 году он подал заявление в полицию о том, что один из договоров займа – фальшивка.
Это выглядело настолько нелепо, что 12 раз выносилось постановление об отказе в возбуждении дела. Однако, именно эта сомнительная история была выкопана подчиненными Алексея Дорофеева и получила ход.
И вот – случилось невероятное. Спустя полгода адвокатам Кантемира Карамзина удалось добиться слушания в Черемушкинском райсуде, который постановил, что возбуждение уголовного дела против Карамзина было незаконным. Казалось бы – победа здравого смысла и правосудия! Юриста надо отпускать. Но не тут-то было.
Прокуратура хочет опротестовать это решение не в Мосгорсуде, как предусмотрено законодательством, и уже намечено на 8 октября. А в Мособлсуде, который, как уверена защита Кантемира, является «карманным» судом генерала Дорофеева. Решение вопроса о передаче дела было спешно передано в Верховный суд. Но на каком основании?!
Оно выяснилось во время заседания. На нем было зачитано письмо начальник УФСБ по Москве и Московской области генерал-полковник Алексей Дорофеев написанное прокурору Подмосковья Сергею Забатурину о наличии у ФСБ информации о возможной коррупционной составляющей в действиях московских судей и «отдельных руководителей» Мосгорсуда. То есть, посредством дела Карамзина, спецслужба фактически начала широкомасштабное дело по дискредитации Мосгорсуда и его председателя Ольги Егоровой, кстати вдовы генерала ФСБ.
Преследование носит личный характер
Ходатайство об изменении территориальной подсудности должно быть соответствующим образом оформлено – это и школьнику понятно. Требуется официальное ходатайство из прокуратуры с мотивировкой, почему все это надо сделать. А что же было? Просто личное письмо заместителя Генерального прокурора РФ Юрия Пономарева к заместителю Председателя Верховного суда ВладимируДавыдову. Так и хочется сказать: «А что, так можно было?!»
«Этот документ, - поясняет адвокат Карамзина Марина Громова, - не оформлен как ходатайство об изменении территориальной подсудности, как того требует 35-я статья УК. Не имеет во вводной части необходимых реквизитов, позволяющих установить, кто является сторонами дела, обвиняемым, защитниками и т.д. Документ не содержит ни одной ссылки на нормы уголовно-процессуального кодекса РФ. Он даже начинается словами: «Уважаемый Владимир Александрович», что никак не предусмотрено для документов подобного рода». То есть фактически носит едва ли не личный характер.
Маразм всего этого дела не просто продолжается, а крепчает. Чиновник со стороны обвинения попросил «по-приятельски» чиновника, представляющего высшую судебную власть, чтобы Верховный суд рассмотрел некое дело. Основание – сторона обвинения считает, что так будет лучше. Адвокат Марина Громова составила 13-страничный текст с пояснением всей бредовости этого нелепого документа. Но тщетно.
Если вы совсем запутались, поясним еще раз: Черемушкинский райсуд постановил – дело на Карамзина завели незаконно. Прокуратура, вопреки закону, хочет подать апелляцию в тот суд, где гарантированно поддержат ее обвинение. Чтобы этого добиться, она пишет совершенно незаконный с точки зрения существующих норм документ в Верховный Суд. И – о, чудо! – Верховный суд почему-то берется решить этот вопрос, хотя с таким же успехом к нему можно было обратиться с просьбой об импичменте Дональду Трампу.
К какому выводу должна прийти защита? Что судья Верховного Суда Олег Зателепин, взявшийся за рассмотрение, как-то заинтересован в деле. И решение по нему заранее предрешено – не в пользу их клиента.
Юрист не верит в торжество правосудия
Кантемир Карамзин следил за процессом из СИЗО. Он обратился к присутствующим по видеосвязи: «Дорогие друзья, родные, близкие, журналисты! Все те, кто следит за этим делом! Спасибо, что пришли на заседание! Каждый ваш комментарий, каждое ваше обращение для меня очень важны, они помогают мне выжить в этой страшной ситуации, в которую я попал. К сожалению, я не верю ни в какое торжество правосудия, в том числе и в Верховном суде. Против меня действуют очень богатые люди, которые имеют паспорта пяти государств и имеют возможность оплачивать услуги коррумпированных генералов. Я уже поставил на своей жизни крест, думаю, что меня уже не выпустят из этой мясорубки. Но я успокаиваю себя тем, что были времена у нас и пострашнее – когда неугодных просто вывозили на Бутовский полигон и расстреливали. Значит, есть шанс, что хотя бы мои дети будут жить в стране, где торжествует закон. Ради этого я продолжаю свою борьбу».
Вскоре, прессу удалили из зала по просьбе прокурора. Журналистам было разрешено поучавствовать в той части заседания, где выносится постановление. Но оно так вынесено и не было. Судья не решился огласить его в тот же день, перенеся финальную стадию на 30 сентября. Хороший ли это признак для Карамзина? Посмотрим. Но обычно хорошие дела не делаются тайком, не откладываются. Прятаться и вилять – это удел людей с нечистой совестью. Возможно, Олег Зателепин взял три дня размышлений, чтобы придумать как написать такое решение, чтобы удовлетворить просьбу прокурора максимально расплывчато, не очень измарав при этом чистоту своей мантии. Но зачем это вообще надо? Верховный суд последняя инстанции – для нее не должно существовать ничьих просьб. Председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву на днях в очередной раз продлили полномочия. Тем самым подтвердив недосягаемый статус и его, и возглавляемого им органа. Но если он сразу после этого будет плясать то под прокурорскую, то под другую дудку, он своими руками перечеркнет оказанное президентом доверие.
- Прокуратура утверждает, что московские суды коррумпированы, поэтому там нельзя рассматривать дело Карамзина, - поясняет адвокат Громова. - Доказательством этому, по их словам, является решение Черемушкинского суда. В связи с этим, я подготовила предложение. Пусть это дело рассматривают вообще в другом городе – в Санкт-Петербурге. Тогда появится хоть какая-то надежда на беспристрастное разбирательство. Тем более, что мы не доверяем Подмосковным судам, которые больше всего на свете бояться Дорофеева.
Собственно сейчас все в руках Олега Зателепина. Но на кону здесь стоит даже не судьба Карамзина. Олег Кимович покажет - по-прежнему ли Верховный суд готов прогинаться под просьбы «товарищей» и предавать, стоящую на каждом удостоверении судьи подпись президента, или времена «чего изволите» закончились.