«Чтобы такого больше никогда и ни с кем не случилось»: в Москве прошла премьера фильма о сестрах Хачатурян

Фото: globallookpress.com

10 сентября в Москве в пространстве «Весна» состоялась премьера документального фильма «Дело сестер Хачатурян», открывающего второй сезон цикла «Это реальная история» на ТВ-3. Ленту представили автор проекта Родион Чепель, продюсер Александр Уржанов и автор фильма Владлена Савенкова.

«Дело сестер Хачатурян» — это единственный в нашем цикле фильм о преступлении, судебное решение по которому еще не вынесено. Но совсем не это для нас главное. «Это реальная история» — сериал про атмосферу, про «воздух» 2010-х годов. И дела, о которых мы говорим, продолжают развиваться, даже если преступления по ним были совершены много лет назад: судьи пересматривают решения, всплывают новые обстоятельства и т. д. Это неудивительно — эти истории будут развиваться и дальше, до тех пор, пока у людей, которые смотрят посвященные им фильмы, что-то шевелится внутри. Мы делаем эти фильмы так, чтобы вы могли сами подумать, впустить в себя услышанный разговор — даже если речь идет про вроде бы давно знакомое, пережеванное журналистами много раз дело», — рассказал Александр Уржанов.

«Самым сложным в этом фильме было соблюсти баланс двух сторон. Приступая к нему, мы посмотрели несколько дюжин ток-шоу, где герои нашего фильма кричали друг на друга, били стаканы, угрожали и пытались выцарапать друг другу глаза. Нам же хотелось рассказать эту историю по-другому. На момент нашего знакомства родственники Михаила Хачатуряна уже успели несколько раз обжечься на общении с прессой, и договориться с ними было непросто. Но нам было важно отнестись к ним не как к злодеям, которые пытаются оправдать плохого человека, а как к людям, которые запутались и пытаются найти ответ на вопрос, что же там происходило.

В итоге у них было только одно условие: они просили пообещать, что в фильме их репликам будет уделено не меньше половины времени. «Мы тоже хотим рассказать, как это было», — говорили они. Они хотели справедливости. Нас вообще часто спрашивают, как нам удается убедить героев рассказать о случившемся на камеру. На самом деле у всех наших героев есть общая мотивация — это огромное желание рассказать историю со своей точки зрения так, чтобы такого больше никогда и ни с кем не случилось», — добавила Владлена Савенкова.

После премьеры авторы и зрители обсудили дело Хачатурян в свете ситуации с семейным насилием в России. В дискуссии приняли участие адвокат сестер Алексей Паршин и правозащитница Алена Попова, которые также являются авторами законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия». Модератором беседы выступила журналист издания Meduza Саша Сулим, писавшая о сестрах Хачатурян.

«Для нас с самого начала было очевидно, что девочки совершили это не с корыстным или каким-то другим умыслом, а чтобы защитить себя от тех преступлений, которым они подвергались на протяжении нескольких лет. Здесь не может идти даже речи о превышении необходимой обороны — их жизни угрожала опасность, это было очевидно и неминуемо. Очевидно также, что другого выхода у девочек не было. Родственники знали, что происходит в семье, искать у них помощи было бесполезно. Школа несколько раз пыталась вмешаться, направляла документы в органы по делам несовершеннолетних, но реакции не последовало. Почему это произошло, предстоит еще разбираться. Пойти в полицию они тоже не могли. Во-первых, дома их бы ждал отец, который применил бы репрессии. Во–вторых, многие годы он им внушал, что это бесполезно, так как у него есть связи в полиции и в прокуратуре. На глазах у девочек он неоднократно рвал заявления, которые ему приносили сотрудники, в том числе от других лиц, например соседей, которых он терроризировал. Даже после угроз сотруднику ГИБДД оружием он остался безнаказанным. Ему все сходило с рук. Почему это происходило? Какие такие связи у него были? Кто ему помогал и покровительствовал? Мы пока это не раскрываем, но надеюсь, что скоро обнародуем. Кроме того, экспертизы определили наличие у девочек психических заболеваний, вызванных действиями Михаила Хачатуряна, — это посттравматическое стрессовое расстройство и  синдром жестокого обращения. По-хорошему это дело давно должно было быть закрыто из-за отсутствия состава преступления, но пока следственная машина идет по пути обвинения, а не здравого смысла», — заявил Алексей Паршин.

«Это дело не сестер Хачатурян, а всех людей любого пола, которые защищают свою жизнь. Мы не думали, что у фигуранток дела будет такая общественная поддержка — и очень благодарны за нее. Мне постоянно пишут жертвы домашнего насилия. Я проснулась сегодня, а у меня в «Инстаграме» 99 личных сообщений, пишут в основном из регионов: «Я не защищена», «Он меня преследует», «Он угрожает моей семье», «У нас нет охранных ордеров». Пишут девушки и женщины разных возрастов, недавно даже бабушка написала с аккаунта внучки — сказала, что сама не знала, как всем этим пользоваться. И все эти женщины запуганы: они считают, что у маньяков, которые их преследуют, есть серьезные связи — и реально, складывается именно такое впечатление. Количество участковых не так давно сократили, их территории стали больше. Участковые занимаются всеми преступлениями вообще, а когда им поступают случаи домашнего насилия, то они понимают, что в данном конкретном деле от них требуется большое участие. Мы запустили проект «Ты не одна» — это база, к которой подключаются психологи, журналисты и все неравнодушные добровольцы, готовые помогать жертвам семейного насилия, потому что больше их защитить некому», — уверена Алена Попова.


Смотрите фильм «Дело сестер Хачатурян» 12 сентября в 23:00 на ТВ-3.