Полумировая война: Англии, Франции и Турции не удалось выполнить и десятой доли задуманных злодеяний

Британцы до сих пор оплакивают бессмысленные потери в той войне

165 лет назад, в сентябре 1854-го, в Крыму высадился англо-французский десант. К тому времени война, которую в Англии называют русской, а во Франции - восточной, шла уже год в разных морях и странах. Поводом послужило вторжение русских войск на Балканы для бескорыстной, как это часто бывало в нашей истории, защиты православного населения от турок.

Несмотря на то что полки уже были выведены, против России начали войну Османская империя, Великобритания, Франция и примкнувшая к ним Сардиния. Учитывая колонии, в кампанию была вовлечена половина населения Земли. Если верить советским учебникам, да и большинству западных, считается, что «отсталая царская Россия» в этой большой войне потерпела сокрушительное поражение. Но так ли это на самом деле?

«Загнать московитов вглубь лесов»

Антироссийская коалиция была похожа на пауков в банке. Французы и британцы презрительно называли Турцию «больным человеком Европы», да и сами друг друга терпеть не могли. Парижские газеты писали: «Все удивлены, видя наш союз с англичанами, которых считают врагом почище русских».

Но Наполеон III, племянник великого полководца, был одержим комплексом мести за 1812 год. А будущий премьер Британии Генри Пальмерстоун так излагал цели войны: «Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции. Часть германских провинций России на Балтике (это он про нынешнюю Прибалтику. - М. П.) уступается Пруссии. Самостоятельное Королевство Польское восстанавливается как барьер между Германией и Россией. Молдавия, Валахия и все устье Дуная передаются Австрии... Крым, Черкессия и Грузия исторгаются из России и передаются Турции». Как писала лондонская «Таймс»: «Хорошо бы вернуть Россию к обработке внутренних земель, загнать московитов вглубь лесов и степей».

Два самых многочисленных, мощных и современных флота того времени устремились к берегам Российской империи в Балтийском, Черном, Азовском, Белом и Баренцевом морях. Русским войскам противостояла самая передовая военная техника, самые опытные солдаты, искушенные в многочисленных колониальных войнах. И что же?

Английские паровые корабли были лучшими в мире

Главное достижение интервентов за три года - захват южной части Севастополя после героической 349-дневной обороны (взять город планировалось за неделю). Причем 40-тысячный осажденный гарнизон противостоял в итоге 140-тысячной группировке противника!

По условиям Парижского мирного договора, «победители» ушли с полуострова, а также вернули крепость Кинбурн в устье Днепра, захваченную при 30-кратном превосходстве сил в октябре 1855 года. А взамен получили участок Южной Бессарабии и турецкую крепость Карс. Это великая победа? Сражаясь в одиночку против четырех государств, малыми гарнизонами против крупных армий врага, на большом удалении от основных сил, наша страна потеряла 134 тыс. человек, тогда как противник - 162 тыс.!

Самым унизительным для России казалось поначалу условие не иметь военных кораблей в Черном море. (Турции это, впрочем, тоже запретили.) Но их у нас к тому времени и не было. Адмирал Нахимов затопил почти все суда в Севастопольской бухте, чтобы помешать заходу туда западных агрессоров. «Всего через 15 лет мы дипломатическим путем добились отмены этого условия и создали намного более современный флот», - напоминает доктор исторических наук Владимир Лавров. Но еще задолго до этого «Таймс» писала: «Никогда еще действия такой громадной армады с такими мощными силами и средствами не кончались таким смешным результатом».

За год до крымских событий Черноморский флот России разгромил турецкую эскадру в Синопской бухте

Орудия убийства

К началу Крымской войны доля нарезных ружей в стрелковом вооружении русской армии не превышала пяти процентов. У французов нарезные винтовки составляли около трети арсенала, у англичан - более половины. То есть в дальности стрельбы их штуцеры имели преимущество примерно 50 м.

Союзники имели значительный перевес и по всем типам кораблей, причем паровых линейных кораблей в российском флоте еще не имелось вовсе. Английский флот по численности являлся первым в мире, а французский - вторым.

Ну и наконец, «бог войны» - артиллерия. Даже сравнивать смешно количество и качество всевозможных пушек и мортир англичан и французов с нашими в Крыму или, например, Петропавловске.

Однако в ряде случаев «лапотники» неприятно удивляли непрошеных гостей своими передовыми разработками. Русские впервые использовали так называемые бомбические пушки, ракеты Константинова и подводные взрывные устройства. Когда 68 судов англо-британского флота приблизились к Кронштадту и готовили высадку десанта для захвата Петербурга, путь им в Финском заливе преградили подводные мины - новейшее оружие, которое изобрел физик Борис Якоби.

Европейские иуды

Союзники предали Российскую империю немедленно. Австро-Венгрия под управлением Габсбургов и Пруссия фактически поддержали наших врагов. Хотя Пруссия, когда-то битая Наполеоном, никогда не вернула бы свои земли, если б не Россия. А та же Австрия всего четыре года назад упросила прислать для подавления революции в Венгрии нашего генерала Паскевича. Как будто и не было «священного союза», заключенного между Австрией, Пруссией и Россией о взаимопомощи. На Парижском конгрессе обнаглевшие австрийцы даже потребовали у России всю Бессарабию. На что русский делегат граф Орлов жестко ответил: «Господин австрийский уполномоченный не знает, какого моря слез и крови такое исправление границ будет стоить его стране».


Две безумные атаки

Кошка-герой

Легендой Крымской войны стал матрос Петр Кошка. Он добровольцем ходил в тыл неприятеля не менее 18 раз. Однажды, вооруженный лишь ножом, взял в плен троих французов. Был настолько дерзок, что ночью утащил из французского котла вареную говяжью ногу. С котлом связана еще одна история - граната упала у ног начштаба Черноморского флота Владимира Корнилова. Матрос схватил ее и бросил в кашу - она не взорвалась. На слова благодарности ответил фразой, ставшей крылатой: «Доброе слово и Кошке приятно».


Петропавловское чудо

Небольшой военный гарнизон Петропавловска- Камчатского в августе 1854-го одержал победу над неприятелем, который превышал его в военной силе в несколько раз.

Вражеская эскадра располагала 212 корабельными орудиями плюс 2250 матросами и морскими пехотинцами. У русских было 67 пушек и чуть более 900 человек. Это с учетом единственного боевого корабля - фрегата «Аврора». Врагу удалось подавить огнем несколько батарей, но это ему не помогло. 600 вражеских десантников позорно бежали при виде 130 русских матросов. Во время второго штурма 350 русских бойцов в штыковой атаке в прямом смысле сбросили в море 950 интервентов. Разгромленный враг в панике отступил.

На Камчатке наши прадеды показали агрессору кузькину мать

Лента времени

Николай I
Владимир Корнилов
Павел Нахимов

Последствия войны