Число авиакатастроф по вине птиц вырастет из-за свалок
В обоих случаях виновниками аварии послужили птицы, попавшие в двигатели. Сейчас - в районе аэропорта Жуковский. Мы собрали актуальные вопросы по теме и постарались на них ответить.
Почему самолет не загорелся при жесткой посадке?
Благодаря квалификации экипажа и везению. Эксперты оценивают шансы на удачное приземление в подобных случаях как «50 на 50». Генерал-полковник авиации Николай Антошкин заявил: «Если бы они разворачивались, то упали бы, просто не долетели бы до полосы. Поэтому они и выбрали поле. Без двух двигателей посадить самолет очень сложно. В любом случае пилоты и экипаж достойны наград». Сейчас летчики отстранены от полетов, возбуждено уголовное дело, ведется проверка. Но 226 спасенных жизней - веский аргумент в их пользу.
Как часто такое случается?
По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно происходит около 5500 столкновений самолетов и птиц. 75 процентов аварий происходит на высоте до 300 м, 20 процентов - на высоте от 300 до 1500 м и лишь 5 процентов - выше 1500 м. Ежегодный ущерб, причиняемый авиакомпаниям, составляет $1,2 млрд. Статистика успокаивает: один смертельный случай приходится на 1 млрд. летных часов. Однако число инцидентов все время растет.
Положена ли компенсация пассажирам?
Да, притом не важно, оформлял ли пострадавший индивидуальную страховку. Максимальная компенсация полагается родственникам погибших: 2 млн. руб. плюс 120 МРОТ (это свыше 2 млн. 250 тыс.) - на этот раз, к счастью, обошлось без жертв. Выплаты за травмы будут выплачиваться по шкале, предусмотренной № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Пассажиры вправе подать в суд на авиакомпанию за моральный и материальный ущерб. В Сети активно обсуждают возможность засудить владельцев мусорных свалок, на которых обитают чайки, ставшие виновниками аварии, и местные власти, в ведении которых свалки находятся.
Как отпугивают пернатых в аэропортах?
Для этого есть множество средств: от специальных газовых пушек и света фар в темное время до акустических установок и специально обученных собак. Например, военный аэропорт в штате Делавэр патрулируют бордер-колли, в результате чего аэропорт в два раза сократил расходы на ремонт техники и оборудования. В большинстве крупных воздушных гаваней, в том числе Домодедово и Внуково, есть службы, которые содержат соколов и ястребов для отпугивания непрошеных гостей.
Есть ли вина сотрудников аэропорта Жуковский?
Представители воздушной гавани заявили в радиоэфире «Говорит Москва»: «Мы расположены на территории большого Летно-исследовательского института имени Громова. Здесь работает очень старый аэродром, изначально - экспериментальной авиации. Сейчас мы совмещаем с обслуживанием рейсов гражданской авиации. Да, безусловно, на территории служба орнитологической защиты работает. Но это служба не наша, а Летно-исследовательского института».
Опасны ли свалки возле аэропорта?
Очень опасны. Орнитологи бьют тревогу: за последние годы вокруг Москвы резко возросло количество чаек - уже насчитывается около 20 колоний пернатых. Это связано с мусорными свалками, число которых продолжает расти, несмотря на заверения местных властей. В опасной близости от взлетно-посадочных полос нередко ведется строительство, рядом с которым скапливаются горы отходов, также привлекающие птиц. Все они - потенциальные камикадзе, а все столичные аэропорты - в зоне все возрастающего риска.