На вывозе мусора воруют миллионы

Фото: Pixabay.com

Почему в Москве без конца меняют бордюры, а деревья закатываются в асфальт

В начале «святых» 90-х мои приятели, семейная парочка, упорхнули на ПМЖ в Германию. И были в последние годы настроены в общем-то антипутински.  Европейские массмедиа запудрили им мозги так, что извилин практически было не видно. А прошлым летом они прилетели на недельку в Москву и обалдели. - Вы, - говорят, - Собянина своего должны на руках носить. Впервые чувство гордости за нашу страну появилось! И восторгались так часа три, пока мы сидели в чудесном ресторанчике на уютной пешеходной улочке, которая вполне могла быть хоть в Париже, хоть в Барселоне. И правда ведь. Еще лет 15 - 20 назад на возвращающегося из Европы москвича нападала хандра. А сегодня Москва легко даст фору многим европейским городам. Взять, к примеру, Берлин. Вся немецкая столица - унылая депрессивная стройка. Пыль, грязища, все перекопано. Вагоны в метро 60-х годов. Собянинская Москва в сто раз чище и комфортнее. Однако есть моменты, которые напрягают даже самых ло-яльных граждан и дают козыри беснующимся недоумкам из секты Навального. Об этих отдельных недостатках мы сегодня и потолкуем с гендиректором Центра экологических инициатив Владимиром Кузнецовым.

С Владимиром Сергеевичем мы встретились, чтобы обсудить, в частности, помогут ли недавно появившиеся на улицах Москвы контейнеры для сбора пластика и стекла навести порядок в «мусорной» сфере. Шесть лет назад стараниями Владимира Сергеевича в Замоскворечье были установлены порядка 20 пунктов раздельного сбора отходов. Более того, пластмассовые отходы тут же, во дворах, отправлялись под пресс, и увозились, заметно уменьшившись в объеме.

Навести порядок в городе - таково было поручение мэра Москвы. Владимир Сергеевич вспоминает, с каким энтузиазмом жители подключились к делу. Самое главное - из дворов удалось убрать вечно смердящие помойки. Эколог демонстрирует цифры, сколько бумаги собрали, сколько картона, сколько пластика переработали, за счет чего объем мусора снизился в несколько раз. И когда спустя три года стало известно, что пункты раздельного сбора отходов вот-вот снесут, люди вышли на их защиту. В мэрию, префектуру ЦАО, Департамент ЖКХ полетела петиция с требованием их оставить. Однако несмотря на протесты оборудование во всех дворах варварски разломали всего за несколько суток.

Темой раздельного сбора мусора Владимир Кузнецов занимается 20 лет и не сомневается, что к сносу приложил руку Департамент жилищно-коммунального хозяйства города. Казалось бы, он должен быть заинтересован в наведении порядка, но не все так просто.

Владимир Кузнецов. Кадр: Youtube.com

- Раздельный сбор бытовых отходов - дело невыгодное. Гораздо проще подогнать грузовик и все сложить в одну кучу, как действуют сегодня большинство региональных операторов – автотранспортных предприятий, вывозящих мусор. Платят им за объем доставленных на полигон отходов, и чем их больше, чем дальше они их увезут, тем, естественно, они больше получат и больше будут откаты. Такая схема выгодна всем участникам сбора мусора, включая коммунальные службы, и пока это будет продолжаться, никто всерьез заниматься раздельным сбором не станет.

То, что мы пытались делать шесть лет назад, сократило бы потребность в расширении мусорных полигонов. Не понадобились бы ни свалка в Шиесе, ни мусоросжигающие заводы в большом количестве. Но это тоже идет вразрез с интересами определенных людей. Обратите внимание, с каким энтузиазмом повсюду стали закрываться свалки. Они лежали десятилетиями, и вдруг всем от них стало плохо. Думаю, представителям исполнительной власти, ратующим за ликвидацию полигонов, просто нужно освоить бюджетные средства на программы, которые они сами же выдумывают. Скажем, на то, чтобы санировать мусорный полигон, из бюджета выделяются гораздо большие суммы, чем на то, чтобы открыть новый. При этом на строительстве мусороперерабатывающих и сжигающих заводов можно неплохо поживиться. Заодно повышаются тарифы - на старых площадках их не разрешат повышать, а на новых можно. И это поистине золотое дно.

Именно на почве раздельного сбора мусора схлестнулись Департамент природопользования и Департамент жилищно-коммунального хозяйства. По логике, оба ведомства имеют отношение к сбору и вывозу отходов, но ведомство ЖКХ не пожелало ни с кем делиться. Сегодня руководство Департамента природопользования находится в подчинении комплекса ЖКХ и не может принимать решения без согласования с «коммунальщиками», на совести которых и другие экологические проблемы города.

- Закатанные в асфальт деревья, выбритые под ноль или высохшие газоны - вы об этом?

- И о них тоже. Главная задача исполнительной власти - заработать на всем. Поэтому все денежноемкие работы она старается взять под себя. ГБУ «Автомобильные дороги» - подотчетное департаменту ЖКХ - ведает уличными туалетами, а также ярмарками выходного дня и даже ледовыми площадками - на их обслуживание из городского бюджета отпускают большие деньги. Ярмарки - тоже очень выгодный бизнес. Крупные суммы наличкой идут на установку оборудования, которое каждую неделю собирают и разбирают. Или взять дворников. Им тоже платят особым порядком из городского бюджета - и понятно, почему. Машут-то метлами и лопатами в основном гастарбайтеры, которые не получают те деньги, за которые расписываются. Там тоже все построено на откатах.

Бордюры в Москве теперь делают даже не двойными - тройными, что позволит увеличить их закупку втрое. Фото: Facebook.com

Что касается газонов, коммунальщикам оставлять естественное травяное покрытие крайне не выгодно: его надо поливать, подстригать. Гораздо удобнее плитка, асфальт, тот же бордюрный камень, потому что все это можно постоянно ломать, обновлять. В этом году масштаб работ по замене дорожных ограждений в Москве бьет все рекорды: закуплены почти тысяча километров бордюров на три миллиарда рублей. Появились двойные, тройные, закругленные конструкции. Они не нужны в таком количестве, к тому же менее качественные, чем стояли до сих пор. Складывается впечатление, что в городе либо деньги девать некуда, либо кто-то понимает, что наступают последние дни, когда он может приобщиться к этому пирогу.

Широко применяется такая практика. При реконструкции зеленых территорий их переводят в категорию парков и скверов, чтобы сделать шире дорожки, «карманы» заасфальтировать. Еще можно лавочки поставить и привезти деревья в гранитных кадках. Все это позволяет уменьшить площадь газонов, которые можно застелить рулонной травой. Это мертвое покрытие, птицы на нем не живут. Но за ним все равно надо ухаживать, а этого не делают, и трава высыхает. Что опять же выгодно: рулоны можно покупать бесконечно и укладывать несколько раз в сезон.

То и дело ломающаяся тротуарная плитка, которую можно бесконечно менять. Фото Михаила Фролова/«Комсомольская правда»

- Владимир Сергеевич, а что каждый год происходит с тополями? Ведь становится невозможно дышать.

- Обрезка деревьев, кронирование - очень трудоемкие работы, и заниматься ими коммунальным службам невыгодно. Надо убирать машины вокруг, подгонять вышку… Вот если бы на каждое дерево выделялось по сто тысяч, они бы подсуетились. Понимаете, люди, допущенные к государственному бюджету, живут на проблемах. Чем их больше - тем больше финансирование и тем больше воровства. Поэтому у нас постоянно что-то горит, что-то взрывается, что-то тонет. И, увы, ничего не изменится, пока те, кто допущен к бюджетным деньгам, будут продолжать воровать.

Пункты раздельного сбора бытовых отходов, установленные в порядке эксперимента в Замоскворечье в 2013 г. Фото Ивана Вислова/«Комсомольская правда»

Кстати