Как на самом деле выглядели Иван Грозный и Клеопатра
Каждому любопытно, как выглядели наши далекие предки, жившие до изобретения фотографии и даже до появления реалистической портретной живописи. Благодаря современным компьютерным технологиям это стало возможным.
По человеческим черепам или мумиям, используя компьютерное моделирование, ученые научились воссоздавать облик людей, давным-давно покинувших наш бренный мир. Особенно интересно увидеть внешность знаменитых исторических персон античности и Средневековья. Многие деятели прошлого внешне оказались совсем не такими, какими мы их представляли. Одно из немногих исключений - перуанская правительница культуры Моче, жившая 1700 лет назад. Ее мумию обнаружили в руинах пирамиды в 2006 году и недавно напечатали портрет на 3D-принтере. Выглядит она словно современная индианка.
Благодаря стараниям ученых Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге (ЮАР) теперь мы представляем облик греческого воина, погибшего около 1500 г. до н.э. у дворца легендарного царя Нестора.
3500 лет назад жила египетская девушка, внешность которой реконструировали специалисты Мельбурнского университета (Австралия) с помощью компьютерной программы по мумии.
Чтобы создать портрет мужчины, погибшего в Геркулануме при извержении Везувия в I веке н. э., итальянским исследователям пришлось 150 раз сфотографировать с разных ракурсов череп 3D-камерой. Отсутствие зубов потребовало использование виртуального донора добровольца со схожим строением черепной коробки.
Воссозданный египтологом Кембриджского университета Салли Эштон облик Клеопатры шокирует. Разумеется, реальная древнеегипетская царица не имела ничего общего с киношной, сыгранной Элизабет Тейлор. Но если верить компьютеру и трехмерной реконструкции, то это была смуглая женщина с приплюснутым носом, треугольной формы лицом и огромными глазами.
И уж совсем разочаровывает смоделированный фараон Тутанхамон, реконструированный благодаря 2 тыс. сканов его останков. Хромоногий женоподобный юноша с неправильным прикусом мало вяжется с величественными изображениями, хранящимися в музеях.
Нужна чуйка
Как видим, работы по воссозданию облика людей прошлого идут во всем мире. В нашей стране они начались антропологом и скульптором Михаилом Герасимовым в 1950 году. По скелетным останкам он восстановил внешность около 200 человек. Самые знаменитые работы - кроманьолец, неандерталец и Иван Грозный.
Процесс шел вручную и был очень трудоемким и кропотливым. Вначале измеряли череп и восстанавливали поврежденные участки. Делали слепок. По специальной шкале толсто устанавливали общий облик лица. Лепили из пластилина жевательные и височные мышцы, что определяло форму и пропорции лица. На череп наносили сетку гребней, которые показывали толщину тканей в каждом месте. Промежутки заполняли - так формировали поверхность лица.
Наибольшей проблемой для воссоздания были рот, нос и глаза. Их в черепе не было, и Герасимов реконструировал их больше по наитию. «Зеркала души» делали после тщательного анализа исторических источников и учитывали 22 параметра. Позже на помощь пришли рентгенограммы. А еще ультразвук, который позволял наиболее полно и точно определять толщину тканей лица.
Сейчас ученые обычно имеют дело не с самим черепом, а с его цифровой моделью, полученной в результате сканирования. Наращивание ткани проводят виртуально. Однако не все ученые доверяют современным технологиям.
- Нет компьютерной программы, способной в полной мере отразить всю индивидуальность каждого человека. Отдельные нюансы не удалось формализовать - требуется интуиция антрополога, - считает бывший руководитель Лаборатории пластической реконструкции РАН Татьяна Балуева.
Пузатый Долгорукий
Есть немало случаев, когда облик исторических деятелей спустя много лет после их смерти не только не стремились воссоздать с максимальной достоверностью, но сознательно искажали. Об одном таком характерном случае в своей книге «Жизнь и творчество скульптора: воспоминания об отце» пишет Андрей Орлов - сын скульптора Сергея Орлова, автора памятника Юрию Долгорукому напротив здания столичной мэрии:
- Меня поражало, что два стеллажа в мастерской отца занимали книги по коневодству, анатомии лошади, а также исторические гравюры…
При таком скрупулезном изучении материала Андрея удивило, что на памятнике конь со стременами, тогда как в XII веке эту амуницию еще не придумали. Отец с видимым сожалением посмотрел на недогадливого сына:
- А Юрий и был не таким, как я его изобразил. Долгорукий, по летописям, был лысым, толстопузым… Но ведь я - художник! Мною создается символ могущественности, твердости.