Почему не стоит лечить зубы под общим наркозом
История о криворукой врачихе из Санкт-Петербурга, удалявшей пациентам здоровые зубы, вместо которых устанавливала некачественные мосты, навела ужас на всех. Каждый рано или поздно оказывается в кресле стоматолога - и тут как с самолетами: все боятся летать, только не все в этом признаются. 27 июля отмечают профессиональный праздник зубные техники. Воспользовавшись поводом, поговорим о том, как врачи действительно могут нас надуть и что нужно знать, дабы этого не случилось. Собрав самые частые жалобы пациентов, мы попросили прокомментировать их хирурга-имплантолога, главного врача стоматологического центра CLINIC IN Станислава Васильева.
1. Врач лечит несуществующие заболевания, вместо одного зуба предлагает вылечить восемь.
Первое, с чего начинается прием стоматолога, - диагностика. Да, вам могут предложить лечить восемь зубов вместо одного, с которым вы обратились, но вы должны понимать, почему и в каком порядке это нужно делать.
Попросите врача показать пораженный зуб хотя бы в стоматологическом зеркальце. Еще лучше, если в клинике есть внутриротовая видеокамера, позволяющая разглядеть детали кариозной полости или разгерметизацию старой пломбы. Не делайте ничего сложного в клиниках, где нет внятной диагностики и компьютерного томографа в частности. Если врач, не назначив исследований, запугивает и настаивает на немедленном лечении, поменяйте его или сходите к другому для консультации.
2. Ставят более серьезный диагноз вместо того, что есть на самом деле.
Случается, пациент идет с «легким» диагнозом, который он поставил себе самостоятельно или получил от малоопытного доктора, но после обследования диагноз оказывается более серьезным. Либо в процессе лечения выясняется, что клиническая ситуация сложнее, чем предполагалось. В любом случае усложнение диагноза и плана лечения должно быть обосновано, визуализировано, документально подтверждено. Главное - пациент должен все понять и дать согласие на изменение плана лечения.
3. Без причины меняют старые пломбы или удаляют зуб только ради имплантации.
Опять же, все решает диагностика. В любом случае без согласия пациента и утвержденного плана лечения доктор не имеет права прикасаться к старым пломбам.
По поводу дилеммы «лечить или менять на имплантат» все еще сложнее. Чаще обман заключается в обратном: стоматолог долго лечит безнадежный зуб, вместо того чтобы поставить имплантат. Тем более перелечивание зуба нередко обходится дороже, чем его удаление и имплантация, при этом на имплантацию гарантия есть, а на перелечивание - нет. Кроме того, ответ на вопрос «лечение или имплантация» во многом зависит от компетенции доктора: если вы придете с этим к стоматологу-хирургу, он, скорее всего, порекомендует зуб удалить. Поэтому первым делом обратитесь к стоматологу-терапевту. От его опыта и квалификации зависит, сохранится ли зуб.
4. Навязывают ненужные процедуры и дорогие материалы.
В нормальных клиниках себестоимость материалов, используемых для лечения и протезирования, не превышает 15 - 20 процентов. Поэтому разводить пациента, навязывая ему дорогие материалы, не имеет смысла.
Что касается ненужных дополнительных процедур - опять же, кто определяет, нужна процедура или нет? Например, сейчас активно рекламируется так называемая базальная имплантация, якобы делающая наращивание костной ткани ненужной. При этом не указывается, что она имеет очень узкие показания и ее нельзя делать всем подряд - многие пациенты потом вынуждены все переделывать в десять раз дороже, чем планировалось.
Вспомните биологию, физику и химию хотя бы в рамках школьной программы. Медицина и медицинская диагностика устроены очень рационально и логично, ничего суперсложного в них нет. И вы с удивлением заметите, что можно добиться высокого качества стоматологического лечения, не тратя при этом огромные деньги. Например, что для восстановления зуба коронкой из него вовсе не нужно удалять нервы.
5. Обещают отбелить зубы на 8 - 20 оттенков.
Обещают - пусть отбеливают! Шучу, конечно. Не надо рисковать. Если же рискнули, помимо компетентных органов, можете обратиться в ФАС и предъявить претензии по поводу недостоверной рекламы.
А вообще отбелить зубы на 8 - 20 оттенков вполне возможно - закрыв их винирами или коронками. Зубы вообще можно сделать любого цвета, вплоть до зеленого. Но это долго и дорого. Очень долго и очень дорого.
6. Настаивают на моментальном сложном лечении и предлагают оформить кредит.
А вот это мошенничество, попадающее под соответствующие статьи УК РФ. Во-первых, сложное лечение не может быть моментальным, оно складывается из набора процедур, которые нереально провести в один подход. Во-вторых, если в клинике постоянно присутствует кредитный менеджер - это верный признак того, что на первом месте там деньги, а не здоровье пациентов. Бегите из такой клиники!
7. Перед началом лечения озвучивают одну сумму, а после - другую.
Договор на оказание медицинских услуг предусматривает изменение плана лечения, если того требует клиническая ситуация. Однако вам должны рассказать о возможности изменения плана лечения, и оно должно быть подтверждено результатами диагностики.
Иногда бывает по-другому. Пациент подписал план лечения, после чего под наркозом ему сделали операцию. Очнувшись на кассе, он видит счет, превышающий заявленную сумму, который обосновывается, например, «перерасходом материалов». В этом случае пациент вправе не оплачивать разницу в стоимости, а в случае возражений со стороны доктора или клиники написать заявление в Роспотребнадзор или прокуратуру. Именно поэтому я против лечения под седацией и наркозом - так вы вообще теряете возможность что-то контролировать.
8. Обещают чуть ли не пожизненную гарантию на имплантаты.
Почти все производители имплантационных систем действительно дают пожизненную гарантию на свою продукцию. Это значит, что доктор может поменять вывалившийся или бракованный имплантат бесплатно. Однако будет ли он переделывать собственную работу только потому, что пообещал, зависит исключительно от него.
Обязательства по гарантиям на проведенное лечение регулируются договором между вами и клиникой, а также отдельными дополнительными соглашениями (например, если лечение нестандартное и на него нельзя дать гарантию). При этом любые договоры и допсоглашения не должны противоречить законодательству РФ. Так, по закону нельзя дать гарантию на хирургическую операцию (а имплантация - это хирургия), пародонтологическое лечение, перелечивание зубов и ряд других стоматологических процедур. Поэтому все обещания должны быть оформлены в договоре или допсоглашениях в понятной формулировке, и это для клиники серьезное обязательство, влияющее на репутацию.
Делаем выводы
- Активно участвуйте в обсуждении и планировании собственного лечения. Да, бывают доктора, которых бесят «глупые» вопросы пациентов. Не связывайтесь с такими докторами.
- Не ведитесь на акции, купоны, группоны и скидки в 75 процентов. Если клиника готова работать почти бесплатно, значит, ее услуги не пользуются спросом. Помните: яркие улыбки в баннерах, за редким исключением, - не работа данной клиники. Особенно если она низкобюджетная, состоит из двух кабинетов и находится в подвале.
- Читайте все бумаги, которые подписываете. С чем-то не согласны - требуйте разъяснений.
- Не игнорируйте диагностику и ничего от доктора не скрывайте. Есть проблемы со здоровьем - говорите честно, иначе проблем будет еще больше.
- Постарайтесь как можно больше почитать о предстоящем лечении и хотя бы приблизительно понять его смысл. И тогда будут у вас и зубы, и деньги, и друзья-стоматологи.
Кстати
- Считается, что чаще всего нас обманывают в наиболее затратной области - протезировании зубов. Но это не так. Наибольшее количество надувательств происходит в пародонтологии и при лечении пациентов с мышечно-суставной дисфункцией, нарушениями в работе жевательных мышц и челюстных суставов.
- Материал пломбы, как и зубная паста, не имеют решающего значения в качестве лечения, считает наш эксперт. Это как предполагать, что от марки штукатурки будет зависеть качество уложенной плитки в ванной. Зубная паста - последнее, на что нужно обращать внимание. Можно вообще чистить зубы без нее. Дорогие зубные пасты отличаются от дешевых только ценой.
Подготовила Надежда Пантелеева