370 лет назад, в 1649 году, в Русском государстве приняли Соборное уложение - законы, которые окончательно закрепощали крестьян
Многие бояре, а позже помещики стали относиться к ним как к скоту: продавали, насиловали, обменивали на собак и насильно женили. Крепостные, когда их освободили в 1861 году, еще помнили, что вытворяли с их матерями и сестрами, и жаждали мести.
В XVIII - XIX веках людей в России продавали оптом и в розницу, с разделением семей - детей от родителей и мужей от жен. Закладывали их в банк или проигрывали в карты. Во многих крупных городах легально работали невольничьи рынки. По сути, жизнь крепостных мало чем отличалась от жизни негров-рабов в США.
Яркий пример неадекватного помещика того времени - Николай Струйский, который был владельцем имения Рузаевка возле Пензы. Главным развлечением барина был театр, который он сам себе организовывал. Ему нравилось быть детективом. Струйский придумывал сюжет для «преступления», выбирал среди своих крестьян тех, кто будет обвиняемым, а кто - свидетелем, устраивал допросы и лично выносил приговор. Но наказания были реальными. В подвале у него располагалась коллекция орудий пыток, которыми он пытал «преступников». На счету изверга больше 100 загубленных душ.
Собачье сердце
Помещик Лев Измайлов обожал собак. Если он хотел заполучить нового породистого кобеля, то предлагал обмен любых своих крестьян или своих же собственных детей, рожденных от местных девушек. Жили измайловские псы в царских условиях: у каждого - отдельная комната и отборная еда. В отличие от крепостных, которые ютились в землянках.
Кроме собачьего питомника, Измайлов организовал гарем с 30 девушками. Выпускали наложниц только для прогулки в саду или в баню.
Большое количество бастардов - одна из наиболее характерных примет эпохи. Особенно впечатляет история о некоем бравом гвардейце, приведенная в исследовании «Россия крепостная. История народного рабства» Бориса Тарасова:
«Все решили, что славный гвардеец надумал превратиться в провинциального помещика и заняться сельским хозяйством. Однако вскоре стало известно, что К. распродал все мужское население усадьбы. В деревне остались только бабы, и друзьям К. было совершенно непонятно, как с такими силами он собирается вести хозяйство. Они не давали ему прохода с расспросами и наконец вынудили рассказать им свой план. Гвардеец сказал приятелям: «Как вам известно, я продал мужиков из своей деревни, там остались только женщины да хорошенькие девки. Мне только 25 лет, я очень крепок, еду я туда, как в гарем, и займусь заселением земли своей. Через каких-нибудь десять лет я буду подлинным отцом нескольких сот своих крепостных, а через пятнадцать пущу их в продажу. Никакое коннозаводство не даст такой точной и верной прибыли».
Иностранцы, поступавшие на русскую службу, охотно перенимали суровые методы обращения с крепостными. Одним из таких мучителей был генерал-аншеф Отто Густав Дуглас, швед на русской службе. Уважаемый человек, герой Северной войны, но в своих имениях изобрел издевательство над людьми - спинной фейерверк. Сначала Дуглас бил кнутом крестьян, после этого приказывал присыпать их спины порохом, чтобы затем подойти к несчастным с горящей свечой и поджечь раны. За злодеяния он был приговорен к пожизненному заключению, но, будучи любимцем Петра I, отделался трехнедельными работами в Летнем саду в Петербурге.
Или другой пример: в имении одного графа парк был украшен прекрасными статуями античных богов и богинь. Однажды посетители, приехав в неурочный час, с удивлением увидели, что все постаменты пустуют. На вопрос о том, куда девались изваяния, дворецкий невозмутимо отвечал, что они работают на полях. Гости поняли, что «статуями» в парке служили крепостные мужчины и женщины, раздетые догола и выкрашенные белой краской.
Оргии и убийства
Историк Василий Семевский писал в журнале «Голос минувшего», что некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, специально приезжали в свои владения на короткое время для оргий. В день приезда управляющий должен был предоставить помещику полный список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девок, и тот забирал их на несколько дней для утех. Принуждение к разврату было столь распространено в помещичьих усадьбах, что исследователи выделяли из прочих крестьянских обязанностей своеобразную «барщину для женщин».
Самый кровожадный пример крепостничества - знаменитая Салтычиха. Дарья Салтыкова, овдовев в 26 лет, получила в свою полную власть шесть сотен душ в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Возможно, именно гибель мужа превратила спокойную до тех пор барыню в монстра. Особенно она ненавидела красивых девушек.
Салтыковой достаточно было заметить на полу залетевший из окна лист дерева, чтобы начать избивать поломойку первым попавшимся под руку предметом. Когда уставала бить, призывала на помощь конюха. Сама же сидела и упиваясь наблюдала за экзекуцией. Салтыкова обливала жертв кипятком, жгла им кожу раскаленными щипцами, выставляла голыми на мороз или отправляла сидеть в прорубь. Жертвами помещицы стали почти 150 человек. Двоим крестьянам, жен которых она убила, удалось передать жалобу императрице Екатерине II. Помещицу приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света.
Больше 200 лет русские крестьяне были на положении рабов. И только в 1861 году царь Александр II даровал людям волю. Бывшие крепостные отомстили сполна своим «хозяевам» после свержения Николая II - во время Гражданской войны. А кто сумел избежать расправы, сбежали в эмиграцию - есть французскую булку в Париже.