Почему к хиропрактикам надо ходить не реже, чем к стоматологам
О медицинских новинках мы читаем каждый день в прессе, Интернете, смотрим на них по телевизору. Но чувство сопричастности возникает редко. Обычно речь идет о каких-то перспективных разработках. В актуальных направлениях в медицине и открытиях нам поможет разобраться легендарный сочинский врач, кандидат медицинских наук Юрий Иванович Колягин.
Про Колягина я писала неоднократно, а познакомилась с ним в далеком 2006 году. Об этом нужно вспомнить, чтобы читатели, которые не видели цикла публикаций «нулевых», поняли, о ком, собственно, идет речь. А главное — почему действительно стоит об этом писать и писать.
Ручное управление здоровьем
Признаюсь честно, сначала к врачу-хиропрактику из поселка Лазаревское я отнеслась довольно скептически. Дело в том, что в тот памятный апрель мы отдыхали на черноморском побережье вместе с мамой. Матушку жутко мучил артроз тазобедренного сустава на фоне грыжи межпозвоночного диска. Предстояла операция, денег не хватало, мы даже планировали продать нашу старенькую дачу под Угличем.
Буквально по пути на курорт родительнице и «напели в уши» про клинику на улице Павлова, где творит чудеса некий мастер ручной практики. Мама настояла, чтобы мы сняли квартиру недалеко от улицы Павлова, в прямой видимости желтого пятиэтажного особняка — клиники Юрия Колягина.
Ну, а дальше прямо детектив. В один из дней, воспользовавшись моим отсутствием, матушка наведалась в медицинский центр и вернулась на взводе. По ее словам, в клинике занимались пациентами, страдающими тяжелейшими формами заболеваний не только суставов, но и позвоночника, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, половыми расстройствами, бесплодием. И даже ... обращали вспять климакс! И все это исключительно с помощью рук, никаких медикаментов.
Вне себя от возмущения, я обратилась к Интернету, чтобы разузнать про Колягина. И призадумалась... Еще в 1984 году он открыл в Караганде первую в СССР частную клинику хиропрактики. Без тщательной и придирчивой проверки со стороны представителей здравоохранения, как вы понимаете, в те времена сделать это было абсолютно нереально.
О работе Колягина высоко отзывались авторитетные медики, а стаж к тому времени уже составлял четверть века — теперь прибавляйте еще 13 лет. И они не прошли даром — впрочем, об этом чуть позже.
Обходимся без операции
Когда я лично познакомилась с Колягиным, то впервые узнала от него про «дыхание органов», а, если по-научному — «висцеральный и кранеосакральный ритм».
«В человеческом организме дышат не только легкие, но и другие органы — почки, печень, селезенка, даже кости черепа, — объяснял Колягин. — Но под влиянием стресса, переохлаждения, инфекции, деформации и других причин данный ритм нарушается. Орган костенеет, перестает дышать, а поскольку в организме все взаимосвязано, это приводит ко многим хроническим болезням, причины которых, на первый взгляд, совершенно непонятны. Скажем, спина может болеть из-за того, что сильно нарушен тонус кишечника, или из-за проблем с почками. Моя задача — не только „завести“ окоченевший орган, но и восстановить всю нарушенную цепочку взаимосвязей в организме».
Относительно моей матери высказался предельно жестко. «Появление позвоночной грыжи — это свидетельство наплевательского отношения к здоровью, — уверен он. — Ведь в состоянии хребта чаще всего и кроется причина поражения внутренних органов. Почему к стоматологу рекомендуется ходить минимум раз в год, даже если ничего не болит, а к специалисту нашего профиля являются, когда время уже упущено? От неграмотности это все.
Позволю себе краткий ликбез. Есть такая наука — постурология, от латинского „postura“, что означает „поза“. Это раздел медицины, который изучает равновесие человеческого тела в пространстве. Ничего особенного? А ведь когда-то навык приспосабливаться к гравитационному полю Земли превратил обезьяну в человека! Деформация костно-мышечного аппарата это, если хотите, путь назад, к животному состоянию, плевок в лицо эволюции! Мы, люди разумные, не должны допускать, чтобы части нашего тела работали в неэргономичном режиме. Запустил хребет — тут тебе сразу кифозы грудные, лордозы поясничные, периартрозы плечевые, поражение дисков, спинальные и тазовые нарушения, у мужчин проблемы с эрекцией и так далее...».
«А не переборщили вы с аналогией по поводу возвращения к животному состоянию?» — слегка обиделась я за маму. — «Ничуть! — отрезал врач. — Вот, к примеру, есть даже термин такой — синдром конского хвоста. При определенных патологиях позвоночника происходит расстройство чувствительности в ногах и промежности, ноги парализуются — человек начинает ползать, а не ходить уверенно на двух ногах. Происходит нарушение функции тазовых органов, все это сопровождается сильными болями. У человека, грубо говоря, будто хвост начинает расти, понимаете? Так что не доводите до этого, идите к реабилитологу. Ну, а вашей маме, конечно, я постараюсь помочь».
Уже после пятого сеанса мама почувствовала, что может аккуратно передвигаться без тросточки. А трехнедельного курса хватило, чтобы забыть о хирургическом вмешательстве навсегда. Он, кстати, обошелся примерно в 20 раз дешевле, чем операция.
Теперь же Колягин активно занимается наукой, за последние годы получил множество патентов на изобретения.
Делимся бесценным опытом
— Юрий Иванович, что подвигло вас стать «Кулибиным» от медицины?
— Видишь ли, Ира, я не фармацевтический магнат, из тех, что придумывают болезни, а под них — таблеточки, — отвечает хиропрактик. -У меня другое ремесло — помочь конкретному человеку. И делать это собственными руками, отвечая за результат. На 4-м курсе института я добился разрешения повторно пройти цикл лекций и практических занятий по топографической анатомии. Один год обучения — это разве срок! Теперь у меня за спиной почти 40 лет работы. Но есть очевидная проблема — я ведь не многорукий Шива! Чисто физически всем помочь не в состоянии. Именно поэтому я сначала придумал, а потом и сам изготовил два манекена-тренажера: один для обучения проведения лечебных манипуляций на грудном и поясничном отделах, а другой — на шейном отделе. И они уже получили статус изобретения.
— Чуть поподробней...
— Суть нашей терапии — чтобы каждое прикосновение к человеку имело бы терапевтическое действие, лечебный эффект. Для этого оно должно быть выполнено по определенным правилам. Мы говорим об амплитуде, то есть силе воздействия, и скорости такого воздействия. Это крайне важно!
Теперь второе: манипуляция будет успешной, если ее скорость будет составлять 0,05 секунды (одну двадцатую). И не больше! Потому что тогда, выражаясь научным языком, не будет возникать эффекта кавитационной акустики с прохождением лечебной силовой упругой волны вдоль ткани. А если проще — халтура получится! А амплитуда воздействия на тело во время одной манипуляции может варьироваться от ста грамм до ста килограмм. И врач, работающий руками, обязан в каждом конкретном случае регулировать силу своего воздействия. Чтобы было не больше, но и и не меньше необходимого. Даный навык может прийти только после обучения на моих тренажерах. Я готов в этом помочь.
— А что касается шеи?
— Скажу вам так — сколько лет проживет человек, зависит от состояния его шеи. В частности, по ней проходят две позвоночные артерии, которые в голове соединяются в одну. Она называется «основная». И от нее уже питается полголовы. Когда есть проблемы в шее, она сдавливается, может возникнуть ишемия мозга. Эта болезнь переходит в хроническую форму и вызывает тяжелые последствия — вплоть до эпилепсии, паралича, инсульта... Пострадать могут функции кишечника, желудка и так далее. Поэтому важно, чтобы врач технически очень грамотно подходил к шее. Он должен уметь правильно регулировать как скорость, так и амплитуду воздействия в градусах. Уметь запускать по всем шейным тканям эту целебную волшебную упругую силовую волну, которая снимает все защемления. В данном случае сила не нужна. Забыть надо про сильные руки! Нужны руки умелые.
Так вот: мои тренажеры, созданные на основе собственного многолетнего опыта, позволяют поставить руки любому начинающему массажисту, остеопату, физиотерапевту, да и любому врачу, который решил заниматься реальным делом, а не выписывать пилюли.
— Каким образом?
— Каждая манипуляция на манекене с помощью специальной программы отображается на компьютере, демонстрируя скорость, силу воздействия, корректируя работу в правильном направлении. Это уникальные учебные тренажеры, им нет аналогов в мире. И, повторяю, на них получены официальные патенты. Поэтому многие специалисты приезжают сюда, чтобы повысить свою квалификацию или получить введение в профессию. По их окончании вручается сертификат. Свой личный опыт, разумеется, никакой тренажер не заменит, но талантливому человеку может сэкономить годы бесплодных экспериментов.
Третий путь больного
— Что еще изобрели?
— Аппарат, который открывает новые горизонты в области диагностики. Современные приборы — томографы, рентген — к сожалению, не показывают всю картину. И не дают ответа на вопрос, как правильно надо лечиться человеку. А главное, что надо знать ему о своем состоянии — это то, что творится вокруг костно-хрящевых структур хребта. Поражения и изменения в мягких тканях (мышцах с фасцыями и сухожилиями, связках) это самая частая причина большинства всех защемлений нервов, сосудов, артерий, вен и так далее. Дело в том, что все болевые проявления и прочие нарушения связаны с нарушениями в мягких тканях.
— И что же вы предлагаете?
— Довольно простую вещь — два особых датчика, прикрепленные к телу. Я делаю определенную манипуляцию руками, а от одного датчика до другого идет сигнал, кавитационная волна. Я получаю на руки диаграмму, где вижу, как быстро проходит сигнал. Если тяжело — значит, степень поражения минимальная. А если волна пролетает мгновенно , тогда там уже, образно выражаясь, бревно, камень. Так же данный способ позволяет, кроме показателя эластичности тканей, окружающих отдел позвоночника, определить степень поражения позвонков и межпозвонковых дисков. Эти данные гораздо более ценные, чем вся информация, получаемая от рентгена. И на это тоже имею патент на изобретение.
Большинство всех болевых проявлений, сосудистых нарушений, хроническое поражение разных частей тела — это миоадаптивные и туннельные синдромы. Все проходит сквозь гущу мягких тканей, между мышцами, связками, сухожилиями... Моя задача сделать так, чтобы все освободилось, чтобы ничего не было защемлено. И как раз кости с хрящами, как правило, ничего не защемляют. Защемление происходит между мышцами где в условных туннелях проходят крупные, средние, мелкие артериии, артериолки, нервные стволы и так далее. Насколько мы сможем это все восстановить, настолько пациент выздоровеет, помолодеет и будет жить по-человечески. Для этого нужно пройти курс физической реабилитации, состоящий из трех китов. Первое: точная диагностика и умелая работа руками врача-хиропрактика. Второе: назначенное после его сеанса и контролируемая им домассирующая работа. И третий кит, это научно обоснованные и грамотно построенные активные физические упражнения, назначенные врачем в соответствии с клиническим синдромом и доминантным функциональным нарушением. У каждого человека оно свое.
— Я так понимаю, это далеко не все изобретения...
— За эти годы я получил 13 патентов, мы еще поговорим о них. Но сейчас хочу сказать о другом. Есть три пути на пути борьбы с болезнью. Первый: полагаться на внутренние силы организма и лекарства, т. е. химическое воздействие. Но это путь самообмана, затушевывания проблемы. Есть второй: испугавшись диагноза, бежать к хирургу. Но это еще более тупиковый вариант, который не исправляет проблему, а, образно выражаясь, ломает ее через колено. И результат здесь малопредсказуем. И есть третий, срединный, то, чем я в