Тайна ленинской лысины
И не носил он тех волос, что льют успех на женщин томных.
Он с лысиною, как поднос, глядел скромней из самых скромных.
Застенчивый, простой и милый, он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой сумел потрясть он шар земной?Сергей Есенин «Гуляй, поле»
Ведущий художник МХАТа Николай Максимов вспоминал, как гримировал Александра Калягина под образ Ленина: «…У Владимира Ильича обязательно должна быть положительная лысина. Все-таки это изъян, недостаток на голове мужчины. И чтобы лысину Ленина сделать обаятельной, нужно было четко соблюсти графический рисунок: высоту бордюрчика, его конфигурацию, цвет...». Вот и Сергей Есенин воспел лысину Ленина (хотя мог бы, при его собственной шевелюре, и промолчать). Действительно, к лысым в нашей стране всегда было особенное отношение – лысина не делала мужчину менее мужественным, скорее, наоборот (вспомним секс-символы разных эпох, от Маяковского, до Бондарчука-младшего). Но Ленин был первым – и в этой области тоже. Он стал лысым еще тогда, когда это еще не стало модным. И ранняя лысина не помешала ему стать вождем революции, и кумиром половины земного шара.
Да, знаменитая фотография 1917 года, на которой молодой Ленин без бородки(!), да еще и с кудрями под кепкой – это фейк. Точнее, на этой фотографии Владимир Ильич уже в парике. И это единственный, наверное, случай, когда он пошел на поводу своих имиджмейкеров (если их можно было так назвать), и предстал перед публикой в «приукрашенном» виде. Больше он свою лысину не скрывал.
Ленин (в то время еще Ульянов) стал терять волосы очень рано – в восемнадцать лет. Причина нам неизвестна – скорее всего, это просто генетика, и постоянный стресс (а вовсе не сифилис, как сплетничали многие). Сам Владимир Ильич своей лысины совершенно не стеснялся – он вообще к своему внешнему виду относился скептически. Как-то в разговоре с Плехановым, он суммировал свое отношение к этой теме: «Который человек лысеет ото лба, и то от большого ума (и показал на себя), А который лысеет от затылка (и тут он ехидно указал пальцем на Плеханова), то от развратной жизни».
Зато после Ленина народ нашел определенную закономерность в смене наших правителей: за лысым непременно приходит кто-то с густой шевелюр, а ему на смену снова приходит... лысый.