«Деда я убил бы собственноручно»: как живут потомки нацистских преступников
Беттина Геринг
Двоюродный дед — Герман Геринг, рейхсмаршал Великогерманского рейха, ставший нацистским преступником № 1 после смерти Гитлера
Внучатая племянница Геринга стала героиней документального фильма «Дети Третьего рейха», снятого Татьяной Фрейденссон шесть лет назад. На тот момент Беттина работала массажистом, практиковала траволечение и жила с супругом в глиняном домике в Нью-Мехико. Некоторые клиенты , узнав о родстве женщины со «вторым человеком» в Третьем рейхе, прекращали пользоваться ее услугами. Беттина и сама с ужасом отмечает внешнее сходство с Германом — скулы, глаза, форма лица. И не желает, чтобы на свет появился еще один потомок Геринга — потому решилась на стерилизацию.
«Я перевязала трубы в 30 лет, потому что боялась родить еще одного монстра, — рассказывала Беттина. — Я ощущаю ответственность за свою семью, повинную в холокосте, в том, как мы обошлись с советскими людьми — погибло 25 миллионов! Мне так больно за ваш народ! Поэтому я и мой брат в свое время добровольно стерилизовались»
Никлас Франк
Отец — Ганс Франк, личный адвокат Гитлера, генерал-губернатор оккупированной Польши
Сказать, что наследник «палача из Кракова» презирает нацистский режим и историю своей семьи — не сказать ничего. Никлас обличает Ганса Франка в каждом своем публичном выступлении, с удовольствием показывает черно-белую фотографию отца, сделанную посмертно, и отпускает полные ненависти комментарии: «Чтоб отец в аду горел!», «Я радовался каждому любовнику, который был у матери», «Разболелась нога. Наверное, отец меня проклял из ада». О богатой жизни в детстве — в замке со слугами, матери, скупающей меха, отце, собирающем в кабинете предметы искусства и награбленные драгоценности — Никлас вспоминает с желчной насмешкой. Сам 80-летний мужчина ведет простой быт: живет в доме на севере Германии, водит трактор и обожает жену, дочь и внуков.
Райнер Хесс
Дед — Рудольф Хесс, комендант концлагеря Освенцим
До 15 лет Райнер не знал, что он — наследник эсэсовского палача. Как открылась правда, точно не помнит и сам: то ли учительница в интернате рассказала, то ли мать дала книгу по истории, то ли его ударил садовник, прошедший Освенцим. Информация о родстве пошатнула разум мальчика, едва не покончившего жизнь самоубийством. Повзрослев, Райнер отказался от общения с отцом, оставшегося на стороне деда, и возненавидел Рудольфа Хесса:
«Если бы он (отец — прим. ред.) лежал у моих ног при смерти и умолял помочь, я бы не подал и стакана воды, а деда, встреть я его, убил бы собственноручно», — говорил мужчина в интервью.
Райнер Хесс живет с женой и детьми в городе, название которого просит журналистов не упоминать — не хочет излишнего внимания к семье. Но сам его не избегает — мужчина читал лекции о своем деде в немецких школах, участвовал в конференциях. И ездил в концлагерь, где мучил и убивал людей его родственник. Лучшим местом в Освенциме Райнер назвал площадку, где повесили Рудольфа Хесса.
Дженнифер Тииге
Дед — Амон Гет, гауптштурмфюрер СС, комендант концлагеря в Плашове
«Мой дед застрелил бы меня», — книгу с таким названием выпустила девушка, узнав собственную родословную. Дженнифер — мулатка, рожденная внебрачной дочерью Гета Моникой от союза со студентом из Нигерии. Малышкой ее отдали в приют — не из-за цвета кожи, а из-за депрессии матери — позднее удочерили. Связь с биологическими родственниками Тииге прервалась. Лишь в 38 лет, став женой и матерью, Дженнифер случайно нашла в библиотеке книгу с надписью на обложке «Ведь я должна любить моего отца?». На одном из снимков внутри женщина узнала свою мать, рядом прочла рассказ о человеке, истребившем сотни заключенных, — своем деде. Пережить правду Тииге помогло написание книги — о том, что было после ее открытия, о том, как она разыскала своих родственников и родственников тех, чьи жизни отнял Амон Гет. Как оставила работу и посвятила себя разъездам по миру — чтобы призвать людей не забывать об ошибках прошлого.
Катрин Гиммлер
Дед — Эрнст Гиммлер, двоюродный дед — Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, один из главных организаторов Холокоста
Тот факт, что дядя Генрих и рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер — один и тот же человек, Катрин узнала ребенком. Не спала, долго, плакала, переживала, но думала, что к идеологии «чистого государства» ее родной дедушка не имеет отношения. В чем ошибалась. Разбирая по просьбе отца документы Эрнста Гиммлера, девушка поняла: ее предок был не простым радиоинженером, а воинствующим нацистом. С того времени она стыдилась носить собственную фамилию.
В 2005-м Катрин издала книгу «Братья Гиммлеры», несмотря на угрозы дочери Генриха Гиммлера: та обещала подать в суд, если найдет на страницах оскорбления памяти рейхсфюрера СС. Катрин Гиммлер стала научным сотрудником и вышла замуж — за израильтянина, чьи предки выжили в Холокосте: «Вероятно, это все-таки судьба, если я родила сына от представителя нации, чьи шесть миллионов соплеменников были уничтожены по приказу моего двоюродного деда».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов