Илья Репин по праву считается великим российским художником. При этом некоторые почитатели убеждены, что в его полотнах присутствует мистика.
В огнедышащей лаве любви
Первая жена Репина, Вера Шевцова, вышла за него, когда тот был юношей, подававшим надежды. В браке родилось четверо детей. Чем популярней становился художник, тем охотней флиртовали с ним дамы. И он с радостью бросался в пучину страстей.
Второй его супругой стала экзальтированная писательница, социалистка и феминистка Наталья Нордман. «Вот-то чудеса: уж подлинно ни рожи, ни кожи - ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке», - высказался критик Стасов. А философ Василий Розанов припечатал: «Эта женщина проглотила Репина целиком».
С феминисткой Репин прожил 15 лет. Чудачка знала шесть языков и яростно отстаивала права женщин. Кроме того, она считала, что богатые должны отказаться от слуг и помощников по хозяйству: для человека, мол, унизительно прислуживать другим. По этой причине многочисленные гости усадьбы должны были сами класть себе еду и наливать чай. Грязную посуду со стола никто не убирал. Ее просто ставили в нижние ящики.
Вы спросите, кто же готовил обеды и мыл посуду? Один из репинских гостей рассказывал, что занимается этим все же приходящая… прислуга: «Приготовит, а потом прячется. Это - что, а то вот мыши! Завелись они у Ильи. Что делать? Сказано «не убий», и объявила Нордман, чтоб мышей ловили и уносили в поле. За мышь - полтинник! А вышло так, что поймают мышь, отнесут в поле, а оттуда обратно - и опять полтинник, без конца! Доходной статьей она стала!»
Сено-солома
Обеды в «Пенатах» были строго вегетарианскими. Наталья Нордман свято верила, что сено полезней котлет. Она писала о сене статьи и рефераты, читала лекции. Издала даже «Поваренную книгу для голодающих», где призывала всех перейти на подножный корм. «Посвящается пресыщенным», - вынесла на обложку писательница. И продолжила: «Вегетарианство нужно очень богатым и очень бедным людям. Бедным оно необходимо по своей дешевизне и питательности. Богатым - чтоб промыть все яды трупов, накопившиеся в перекормленном организме».
Чуковский рассказывал: «Потом вдруг придумала ни с того ни с сего шить зимние кофты и шубы из сосновых стружек. Помню, как в лютую финскую зиму бедная Наталья Борисовна мерзла в какой-то корявой самодельной накидке, с зашитыми за подкладку кусочками дерева, уверяя себя и других, что ей очень тепло и удобно. И потом такая же безмерная, страстная вера в… хождение по снегу босиком. Больная кашляющая женщина снимает на морозе ботинки и с веселым блаженным выражением лица ступает по мучительно холодному снегу».
В 1905 году у нее появились признаки чахотки. Репин отвез жену в Италию на лечение. Болезнь то отступала, то возвращалась. Нордман отправилась в Швейцарию. Современники вспоминали, что Репин расставался с ней без сожаления: «Ее отъезд как бы подводил черту под давно подготовлявшимся разрывом».
Не желая обременять мастера своей тяжкой болезнью, она уехала из «Пенатов» без денег и ценных вещей в Локарно, в больницу для бедных. От денег, посланных Репиным, отказалась. Друзья художника пытались убедить ее, что ей положен гонорар за издание его книги. Но деньги она не взяла и умерла в июне 1914-го.
«Больной идиот Владимир Ленин»
Репину было 73 года, когда в 1917-м граница между Россией и Финляндией закрылась. Он оказался в своей усадьбе на финской территории. Оставшиеся в СССР его работы были национализированы. Как произойдет позже с Горьким и Куприным, власти упорно пытались заманить художника на родину.
Но Репин не мог принять ни разрушения церквей, ни большевистского террора. Его не соблазнили посулы властей: присвоить звание народного художника, назначить солидную пенсию (250 - 300 рублей), выделить автомобиль, вернуть оставшиеся в банках вклады и квартиру.
В 1925 году в гости к живописцу приехал некий Аарон Штернберг. Он привез очередной пакет документов с заманчивыми обещаниями. Репин ответил так: «Вы предлагаете мне деньги, вы, просящие милостыню, совершенно опустошившие великую Россию, где сейчас миллионы голодают и влачат жалкое существование. Я не богат, но и не настолько беден, чтобы принимать ваши деньги». А о переименовании Петербурга в Ленинград отозвался: «Скажите мне, по какому праву группа авантюристов решила, что может изменить название города, данное в честь Петра Великого, на имя какого-то подпольного фанатика, больного идиота Ленина?»
Таинственные смерти
Художник написал огромное количество портретов, но настал день, когда число заказов пошло на убыль. А все из-за Корнея Чуковского, заявившего: «Когда Репин написал мой портрет, я в шутку сказал, что, будь суевернее, ни за что не решился бы позировать. В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и скончался».
Один знакомый, который терпеть не мог жестокого премьер-министра Столыпина, шутя попросил Репина скорей взяться за его портрет. По какому-то роковому совпадению Саратовская дума вскоре заказала ему такую картину. Когда портрет главы правительства был закончен, тот уехал в Киев, где его застрелил масон Мордехай Богров.
Проклятие Ивана Грозного
Самое известное его полотно - «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Кстати, давно доказано, что великий царь не был сыноубийцей. В 1963 году были вскрыты гробницы Грозного и царевича Иоанна. Анализ показал: оба они были отравлены сулемой, ядом с ртутью. Миф о царе-сыноубийце распустили европейцы в рамках тогдашней информационной войны. Добавим, за все царствование Иоанна в России было казнено около четырех тысяч человек, а во Франции лишь за Варфоломеевскую ночь и за две недели спустя не досчитались 30 тысяч подданных. В Англии Генрих VII только за бродяжничество вздернул на виселице 72 тысячи британцев.
(Стрелка на кровь) У Репина долго не получалось изобразить «живую» струящуюся кровь. Однажды на улице он увидел смерть женщины под колесами пролетки, бросился в мастерскую и принялся рисовать.
(Стрелка на Грозного) Натурщик, позировавший для Грозного, художник Григорий Мясоедов потом пытался убить своего сына.
(Стрелка на царевича) Царевича Репин писал с литератора Всеволода Гаршина и художника Владимира Менка. Гаршин в 33 года совершил самоубийство. Через семь лет покончил с собой его брат. А Менк ослеп на один глаз.
(Стрелка на ковер) Специалисты считают, что ковер на переднем плане не мог быть выткан в XVI веке.
(Стрелка на валик) Валик, упавший с кресла, напоминает о мебели XIX века.
Картина Репина «Приплыли»
Выражение «Картина Репина «Приплыли» стало крылатым. Откуда оно взялось, если такой работы у живописца нет? Полотно, которое приписывают гению, создал художник Лев Соловьев. Оно называется «Монахи. (Не туда заехали)». На одной из выставок в 1930-е годы картина висела рядом с творениями Репина, и посетители сочли, что она тоже принадлежит мастеру. Тогда и появилось народное «Приплыли».
На картине Соловьева изображены женщины, купающиеся в реке. И рядом - оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к берегу.
Лучший из классиков
В XXI веке гений вошел в десятку самых дорогих русских художников, причем стал первым представителем классической живописи. Картину «Парижское кафе», которую Третьяков в свое время счел малоценной на фоне других работ, в 2011 году выставили на лондонском аукционе Christie’s. Ее приобрел тайный телефонный покупатель (вероятно, кто-то из российских олигархов) за баснословные 4,5 млн. фунтов, что составляло $7 428 413.
Профит
Гиляровский вспоминал: к палатке на Сухаревском рынке, где продавалась живопись, подошла дама. На картине с надписью «Репин» увидела ценник - десять рублей.
- Вот вам десять рублей. Беру. Но если ненастоящая, принесу обратно. Я буду у знакомых, где сегодня Репин обедает, и покажу ему.
Когда дама показала ее Репину, тот расхохотался и подписал холст: «Это не Репин. И. Репин». Картина снова попала на Сухаревку и была продана благодаря репинскому автографу за 100 рублей.
Только факт
- Художник Крамской негодовал, что после «Бурлаков на Волге» Репин растрачивает талант на безделицы.