В Подмосковье обитает несколько тысяч экзотических животных

В питомнике соседствуют рогатые, зубастые, крылатые представители фауны

Если почитать сообщения о найденных в городах экзотических животных, кажется, словно находишься в африканской саванне

Тигры, пумы, змеи и крокодилы могут запросто обитать через стенку от вас. А утром вы будете мило раскланиваться с соседом, ведущим на поводке волка. На днях в столичном районе Очаково-Матвеевское в многоэтажке обнаружили очередного льва. С 1 июля вступит в силу закон, запрещающий держать дома опасную фауну. А это значит, в Центре реабилитации диких животных в Подмосковье «квартирантов» станет больше. Сюда свозят всех хвостатых «нелегалов» - найденных, брошенных, отобранных.

Черногривый лев Боня целиком занял бы мою шестиметровую кухню. Рык Бонифация потрясает. В деревню Андрейково под Дмитровом он прибыл четыре года назад милым котиком с Арбата. В вольере по соседству львица Алиса - ее подарили на день рождения олигарху, который не подумал, что зверя надо кормить. Симу нашли в кальянной, плохо пахнущую и со следами ожогов от окурков на теле. У львицы рядом - искалеченная лапа, за которую нелюди ее, маленькую, подвешивали. Кошечку трижды прооперировали.

На участке в четыре гектара обитает несколько тысяч животных. Рысь Барсик с супругой, як Кирюша, лисичка Алиса. Гиеновидных собак два года назад дали на день передержать…

- Волчка привезли от бабули, купившей его щеночком на Птичьем рынке. Пенсионерка спала в обнимку с милой зверушкой. А потом «собачонок» подрос и так хватанул хозяйку за пятку, что та, бедная, упала с кровати и сломала ногу, - рассказывает управляющий Арвидас Яблонскис.

Стоящая особняком хибарка - резиденция енотов. Этих милах стало модно заводить вместо кошек, но они кусаются, доставляют массу хлопот, и их выбрасывают.

Рысь Барсик - местный «доктор»: «лечит» захворавших курочек. «Никто не жалуется», - смеются сотрудники питомника

В отдельных строениях - ставшие ненужными герои года Змеи и Обезьяны. Были и тигры, но их удалось пристроить в зоопарки Ярославля и Великого Устюга. Неподалеку от пятиметрового питона в обыкновенной ванне разместился крокодил, доставленный с лестничной площадки. Среди мартышек есть «работницы» с Красной площади и других центральных улиц. Тех, кто предлагает сфотографироваться с ними, штрафуют всего на 50 рублей. К тому же они часто забирают хвостатых обратно. Как договариваются с судом, можно только догадываться. А не отдать животных нельзя: суд выносит постановление, и ему надо подчиняться.

В свое время в Андрейково часто приезжал Юрий Лужков - показывал делегациям, как живет простой русский фермер. Бывал экс-министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Помогали. Но вообще желающих поучаствовать в судьбе зверинца немного. Как-то раз служащие УБЭП торжественно передали в питомник тигренка, над которым собирались установить опеку. Но оставили коробку мяса и пропали.

Филин Буба

Одного из редких козлов руководителю Центра реабилитации диких животных Ратнеру подарил знакомый офтальмолог Игорь Медведев. Виталий Эммануилович простодушно рассказал об этом журналистам - а наутро прочитал заголовки: «В Подмосковье держат козла Медведева».

Точное количество животных не может назвать и сам Ратнер - одних птиц здесь больше двух тысяч. По сути это передержка: сюда отправляют тех, кого надо подлечить, затем куда-то пристроить. Потом одни возвращаются в природу, другие отправляются в зоопарки. Но большинство остается здесь на ПМЖ. Многие животные выросли в неволе и уже не способны добывать себе пропитание. А зоопарки все на бюджете - лишняя пасть или клюв им не по карману. Скажем, Бонифацию на день требуется 20 кило говядины, чуть меньше съедают три его подружки. Более 50 кг зерна и прочих кормов уходит на постояльцев помельче. С едой помогает Департамент природопользования - поскольку в Подмосковье единственное хозяйство такого рода, с владельцем участка у столичных властей заключен договор и ему отправляют живность на ответственное хранение.

Виталий Ратнер 20 лет помогает зверям и птицам, вырванным из естественной среды по вине безответственных владельцев

Волков Прохора и Арчи Ратнеру передали охотники. Едва мы отходим в сторону от просторной клетки, как серые поднимают высокохудожественный вой, от которого становится не по себе. Виталий Эммануилович уверяет, что соседи по деревне на его постояльцев не жалуются - привыкли.

Центр под Дмитровом появился 20 лет назад. Началось с увлечения - у себя на даче Ратнер приютил каких-то необычных кур. А потом пошло-поехало. Кого-то покупал сам, но большинство на территории, которая со временем расширилась, - найденыши и подкидыши. Много занесенных в Красную книгу. Калимантанских безухих варанов, к примеру, сняли с самолета в Иркутск.

Яка Кирюшу в Андрейково привезли из Ярославского зоопарка

- Во всех зоопарках мира не насчитается и ста голов. А у нас исчезающие виды запросто разгуливали по салону, - сообщает зоотехник Виктор Иванов.

Его епархия - птичий двор. Белоснежные и розовые какаду, другие попугаи, совы, филины, говорящий ворон Боря, фазаны, которые уже в питомнике размножились в промышленных масштабах…

Ручная африканская лисичка фенек ждет ласки

Экскурсий по участку Ратнер не водит - это не зоопарк, но желающих поглазеть на дикую фауну не прогонит. Особенно рад детям - пусть, говорит, хоть здесь прикоснутся к природе. Приехала девочка, которая никогда не видела пестрых кур, и очень удивилась, что они бывают «раскрашенные». Некоторые особо дотошные посетители допытываются, куда и за сколько Виталий Эммануилович реализует свое хозяйство.

Киса Маркиза - одна из «смотрительниц» обширного хозяйства

- Был тут один - зачем тебе столько павлинов, спрашивает. Ты их на мясо разводишь? - смеется Ратнер. - Присланных мне животных я не продаю. И мясо не ем уже много лет. Просто помогаю животным чем могу.


Фото Руслана Вороного и Надежды Носиковой