Без помощи англичан было бы семь трупов,
ТЕНГИЗ БОРИСОВ: "Истины мы никогда не узнаем!" |
Вот уже вторую неделю вокруг АС-28 «Приз» ведутся ожесточенные споры. Специалисты обсуждают как само происшествие, так и спасательные работы. Главный вопрос: могли бы мы обойтись без иностранцев? Одни заявляют - «да», другие категорично - «нет». От самих героев просачиваются противоречивые сведения. В первый день разнеслась весть о прощальных записках, которые ребята якобы написали, когда оказались в подводном плену. Затем все это они же и опровергли. Или еще пример: сначала кто-то из моряков утверждал, будто команда сидела на голодном пайке, а потом появилась информация, что и кислорода, и воды, и продуктов хватило бы еще на 36 часов. А значит, времени вполне хватало, чтобы справиться с бедой собственными силами.
- Истины мы никогда не узнаем, - считает профессор, доктор технических наук вице-адмирал Тенгиз Борисов. - Теперь спасенные моряки будут «нести» все, что угодно. Возможно, завтра они нам расскажут, что на борту АС-28 были даже ананасы. Да и вообще, в этой истории много непонятного и удивительного.
АС-28 "ПРИЗ": на глубине аппарат работал без страховки, в надежде на русское "авось" |
- Например?
- Сначала хочу кое-что уточнить. Журналисты и даже некоторые морские офицеры в своих выступлениях постоянно говорят о батискафе. Этот аппарат действительно сходен с АС-28. Однако батискаф предназначен только для научно-исследовательских работ. Поэтому у него максимум иллюминаторов - для большего обзора. Люди размещаются в шаре. Над ним находится своеобразный поплавок. Его, как правило, заполняют керосином. Подобная конструкция позволяет батискафу опускаться на рекордные глубины (в 1960 году ученым удалось достичь дна Марианской впадины, а это - 10 919 метров). - А что тогда представляет собой АС-28 и для чего он предназначен? - Это подводный автономный снаряд. Его рабочее пространство состоит из нескольких сфер. Они соединены между собой цилиндрическими вставками. Здесь «окон» меньше. АС-28 тоже выдерживает высокое давление, опускается до 1000 метров. Аппарат используется для спасательных работ. У него имеется специальное присасывающее устройство и переходный модуль, как у космических кораблей «Союз» и «Аполлон». АС-28 может сесть на затонувшую подводную лодку, состыковаться с ней и вызволить из нее экипаж. Кстати, его попытались применить на «Курске». Но неудачно.
НОРМОБАРИЧЕСКИЕ СКАФАНДРЫ HS-1200: после гибели "Курска" восемь таких купили в Канаде за $20 миллионов. Возможная глубина погружения - 365 м ("Приз" находился под толщей воды в 190 м) |
- Тенгиз Николаевич, вы поддерживаете тех, кто заявляет сейчас, что мы могли бы обойтись без помощи иностранцев?
- Нет. Если бы не англичане и те же американцы, которые помогли им в аэропорту выгрузить оборудование, у нас сегодня бы было семь трупов и погибший автономный снаряд. Вот 20 лет назад мы справились бы сами. Под Санкт-Петербургом есть институт, который готовил глубоководных водолазов. Они могли опускаться до 160 метров, а некоторые и глубже. Теперь такой школы нет. Имея в распоряжении подобных специалистов, мы бы спасли 23 подводника с «Курска», переживших два взрыва. А операцию по вызволению АС-28 провели бы за считанные часы. К сожалению, в свое время распустили и Комитет по проведению подводных работ особого назначения при правительстве России, которым я руководил. Мы провели уникальные работы по консервации подлодки «Комсомолец», по нашим заявкам разрабатывалась специальная спасательная техника, мы планировали создать сеть водолазных школ и многое другое. Функции комитета тогда передали МЧС. В итоге сегодня Сергей Шойгу оказался не в состоянии помочь терпящему бедствие экипажу АС-28. - И последнее. Бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин выступил против иностранной помощи. Он заявил, что в районе бедствия АС-28 много секретов. - Эдуард Балтин живет еще в том, советском времени. Единственный секрет там - это место установки оборудования. Но оно давно засвечено. Конкретно же англичане разглядеть ничего не смогли. В конце концов, черт с этими тайнами. Главное - спасены люди. Хоть какой-то урок был извлечен после трагедии с «Курском».