Царская карета теперь без туалета

Российская императрица Екатерина II приветствовала подданных, сидя на толчке

ЭКИПАЖ ИМПЕРАТРИЦЫ: теперь унитазом на колесах его не назовет даже борец с самодержавием

В Казани, чье 1000-летие будет пышно отмечаться в конце лета, спешно восстанавливают памятники истории. Видное место среди них занимает роскошная позолоченная карета - в ней в свое время изволила ездить императрица Екатерина Великая. Правда, второпях реставраторы допустили грубейшую ошибку. - В экипаже коронованной особы был оборудован клозет, - рассказывает историк Иван СИВОПЛЯС. - Но вспомнить о нем не пожелали!

Анатолий БЕЛЕВЦЕВ

В 1767 году, узнав, что государыня собирается навестить Казань, местные власти выписали из Европы дивную карету высотой почти в три метра и длиною в шесть. Снаружи экипаж был украшен рисунками из античной мифологии, внутри обтянут бархатом цвета бордо. Под императорское сиденье был поставлен стульчак, чтобы Екатерина II, не сходя с места, могла справлять нужду. К днищу кареты был приделан горшок, который по мере надобности опорожняли слуги.

рис. Сергея Савилова

«Удобства» Екатерине пригодились, после званых обедов у государыни случилось расстройство желудка, - рассказывает историк Иван Сивопляс. - Приветствуя подданных из окошка кареты, императрица практически не вставала с толчка. При отъезде из города Екатерина II подарила карету архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину, тот в свою очередь передал экипаж в дар городским властям. До 1987 года карета стояла в республиканском государственном музее, правда, об «унитазе» экскурсоводы не рассказывали, а сам он был стыдливо прикрыт материей. Потом в музее случился пожар, карета почти полностью сгорела, восстанавливали ее по старинным схемам и чертежам. О царском стульчаке реставраторы решили «забыть», пояснив: «Такие вольности вполне допустимы, тем более внутрь кареты экскурсанты не заглядывают!»

КСТАТИ

Злые языки утверждали, что в Казани Екатерину пуще разных дел интересовал местный купчик по фамилии Каменев, с которым у императрицы случился бурный роман. За особую постельную доблесть императрица хотела подарить любовнику кинжал, но, вспомнив о внушительном размере его детородного органа, вручила шпагу. А городу, где так весело развлеклась, пожаловала беспроцентную ссуду на громадную по тем временам сумму в 250 тысяч рублей.