Оболганная блокада Ленинграда
За время изоляции города от внешнего мира погибли сотни тысяч человек. Вплоть до 90-х годов никто в нашей стране не смел отзываться об этой трагедии без уважения к подвигу ленинградцев и их страданиям. Но в либеральном угаре о ней наплодили столько нелепых и оскорбительных мифов, что многие из них постепенно начали проникать в массовое сознание. Вот самые распространенные.
Миф № 1
Партийное руководство и лично первый секретарь компартии Ленинграда Андрей Жданов ели ананасы и пирожные в то время, когда остальные жители пухли от голода.
Журнал «Огонек» (руководимый подонком Виталием Коротичем, после проведенной подрывной работы сбежавшим в США), в конце 80- писал, что Жданов лечился от ожирения игрой в лаун-теннис, ел из хрустальных ваз пирожные буше в ожидании спецрейса с ананасами «из партизанских краев». И лишь немногие тогда задавались вопросом: откуда ананасы в партизанских краях?! И как могли находить корки апельсинов в «подъезде ждановского дома»? Ведь глава города был прописан в отдельном строго охраняемом особняке, а по факту дни и ночи проводил в Смольном, на рабочем месте, заработав кучу болезней - от гипертонии до диабета.
Жданов был неприхотлив в еде. «Каша гречневая и щи кислые - верх удовольствия», - пишет историк Владимир Демидов со ссылкой на обслугу. А сын Лаврентия Берии Серго писал: «При всей моей антипатии к Жданову не могу принять на веру разговоры о том, как в Смольном в дни блокады устраивали пиры с бужениной, шампанским и икрой. Не было этого. Попробовал бы он позволить себе нечто подобное!»
Очевидцы вспоминают лишь об одном банкете, которое партийное руководство устроило 7 ноября 1941 года. Кроме скромных бутербродов, на столе ничего не было. А в конце того же месяца Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму продуктов для всех членов Военсовета. Сам он раз в несколько дней получал черный кисет со своей пайкой хлеба. Среди сотрудников Смольного действительно никто не умер от истощения, но дистрофия с голодными обмороками случались и там.
Миф № 2
Маршал Финляндии Карл Густав Маннергейм, который до Февральской революции являлся генерал-лейтенантом русской армии, из-за симпатии к России отказался воссоединяться с немецкими войсками, чтобы замкнуть блокадное кольцо с севера.
Как бы не так! Бравый маршал собирался не только вернуть все территории, потерянные в результате зимней кампании 1939 года, но и забрать Кольский полуостров и всю Карелию. Границу планировалось передвинуть к Неве. Финские войска вошли в Петрозаводск, достигли реки Свирь и Онежского озера, но получили по сусалам от войск 7-й армии и защитников Карельского укрепрайона. Оккупанты понесли огромные потери. 27 августа 1941 года в ответ на требования командующего группой армий «Север» Вильгельма фон Лееба о наступлении Маннергейм сообщил ему, что финская армия более не в состоянии воевать. Кишка, как говорится, тонка.
Меж тем миф о «сентиментальном» Маннергейме настолько укоренился, что в 2007 году в Санкт-Петербурге ему установили бюст и устроили экспозицию на Шпалерной. А вот в Москве в 2015-м и 2016-м годах возмущенная общественность дважды сорвала попытки установить оккупанту мемориальную доску.
Миф № 3
Сталин медлил с ликвидацией блокады, так как не любил Ленинград и не доверял его руководству
Невежды путают разные периоды. Сталин действительно репрессировал партийное руководство города, но это было уже в 1949 году. Группа партийных лидеров намеревалась создать Российскую коммунистическую партию, что фактически являлось шагом к сепаратизму и возможному распаду СССР. Но на момент блокады городом руководил ставленник вождя Жданов, один из главных идеологов того времени.
Глупость о «нелюбви» опровергается массой документов, в которых главнокомандующий требует прорвать блокаду.
Миф № 4
Ленинград не взяли из-за того, что он для Гитлера потерял военное значение.
На Восточном фронте фашисты понесли колоссальные потери. Именно поэтому Гитлер приказал беречь личный состав и взять город в кольцо. Поскольку был уверен, что тот падет через несколько месяцев. Не вышло. А после Cталинградской битвы фрицам стало уже не до блокады, ноги бы унести.
Миф № 5
Нужно было сдать город, это позволило бы спасти десятки тысяч жизней.
Пожалуй, самое подлое измышление про ленинградскую эпопею. Верхом глумления стал опрос телеканала «Дождь»: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» После этого с телекомпанией отказались сотрудничать многие ТВ-операторы. Своих единомышленников попыталась защитить Ксения Собчак, заявив, что, мол, «неприличных вопросов не бывает». После этого журналист Максим Кононенко сразу задал ей «приличный» вопрос: «Ксюша, а ты в жопу даешь?»
Вот что случалось с «освобожденными» жителями городов на Восточном фронте. Население Витебска сократилось со 160 тыс. до 100. Варшавы - с 1,3 млн. человек до менее 400 тыс. В Киеве до оккупации жило 800 тыс, осталось 140. Не говоря уже о том, что 200 тыс. ленинградских евреев подлежали немедленному уничтожению. Впрочем, остальное население Гитлер тоже приказал считать «военной целью». А сам город планировалось сровнять с землей.
872 дня ада в цифрах
- 144 литров крови сдали ленинградские доноры для спасения раненых.
- 4 вагона кошек завезли в 1943 году из Ярославля для борьбы с засильем крыс и мышей.
- 1500 громкоговорителей было установлено в городе для оповещения об опасности.
- 800 тысяч человек погибло от голода и обстрелов.
- 1 миллион человек было эвакуировано из города.
- 150 тысяч бомб и снарядов упало на город за все время блокады.
- 3 тысячи зданий было разрушено.
- 16 километров было от линии фронта до Зимнего дворца.
- 10 храмов проводили службы.
- 4 тысячи дотов построили жители в черте города.
- 612 дней обстрелы и бомбежки.
- 260 дней относительное затишье.
Состав пайкового хлеба
(125 граммов в день)
- Ржаная обойная мука
- Целлюлоза
- Жмых
- Солод
- Выбойки из мешков
- Шрот (корм из семян)
- Обойная пыль
Всё для фронта
Только осенью 1941 года на предприятиях города было изготовлено 39 реактивных минометных установок, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 5 тысяч полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, более 80 тысяч реактивных снарядов и бомб.
Шостакович утихомирил фашистов
90 минут, пока 9 августа 1942 года звучала по радио «Седьмая Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича, были минутами полного затишья: не стреляла ни одна вражеская батарея, не прорвался к городу ни один немецкий самолет.