Ранее за это привлекали к уголовной ответственности
Сегодня, 25 декабря, Пленум Верховного суда РФ рассмотрел нашумевший вопрос по поводу применения статьи 138.1 Уголовного кодекса РФ («Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»), сообщил официальный сайт ведомства.
Как отмечает «Интерфакс», ВС РФ разрешил использовать шпионскую технику в личных целях. Раньше, напомним, людям давали реальные сроки даже за покупку шпионского оборудования — вроде скрытых видеокамер либо звукозаписывающих устройств. Суд установил, что пользоваться подобной техникой без наказания можно для обеспечения безопасности себя или близких либо слежке за животными.
«Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ (незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан», — отмечается в документе.
При этом судьи добавили, что такие устройства, как смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т. д., можно признать «специальными техническими средствами» только в том случае, если путем какой-либо доработки с их помощью стало возможно негласно получать информацию. При этом ВС РФ разъяснил, что если устройства приобретались через Интернет и покупатели не знали о подобном их назначении, привлекать к ответственности граждан нельзя.
«Само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения)», — отмечается в постановлении.