«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. История с выселением маленьких пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями, из многоэтажки в столичном районе Коньково затронула тяжелую тему. Что мы знаем о раке, если до сих пор боимся находиться рядом с теми, у кого он обнаружен?
Начался конфликт с появления в Сети написанного от руки письма, в котором старшая по подъезду призывала соседей выступить против устройства в их доме «ракового диспансера». В многоэтажке на улице Миклухо-Маклая благотворительный фонд снимал квартиры для семей, приехавших в столицу для лечения ребенка. Это-то и возмутило бдительную гражданку. По мнению заявительницы, рак заразен, поэтому дети ходят в повязках. При этом окровавленную вату и шприцы выбрасывают в общий мусоропровод, а помещения не дезинфицируют. Около 50 жителей подписали «петицию». Потом они скажут, что подмахнули бумагу, не вдумываясь в смысл. Были и те, кто отказался к ним присоединиться и в свою очередь вывесил памятку о «незаразности рака».
- Отчасти жителей подъезда можно понять: не надо путать жилой дом с лазаретом, - считает доктор медицинских наук, профессор, главный онколог медицинского холдинга «СМ-Клиника» Александр Серяков. - Другое дело, как они свою позицию преподнесли. Здоровью ни их детей, ни самих взрослых онкологические пациенты не угрожают. Могут ли эти ребята быть носителями других инфекций, представляющих опасность для окружающих? Если речь идет о развитии у ослабленных онкологических детей острых заболеваний, вызванных инфекцией, таких как пневмония, острый бронхит, инфекции мочевыводящих путей, кожные гнойничковые инфекции, то опасности для окружающих они также не представляют. Но если они инфицированы вирусами кори, краснухи, дифтерией, туберкулезом, то это уже опасно. В инкубационный период родители не знают, что их ребенок получил инфекцию при контакте с другими больными (на улице, в метро или в других местах массового скопления людей). Понятно, что в зоне риска оказываются и жители многоквартирного дома.
В этой истории налицо социальный, а не научный конфликт. Благодаря такому резонансу проблема вышла за пределы отдельно взятого жилого дома, и ее нужно обязательно решать.
Пребывание семей с детьми, проходящих лечение в Москве, никак не организовано. Есть информация, что цены на съемные квартиры в домах рядом с онкоцентром на Каширке завышены в разы - арендодатели нагревают руки на безвыходной ситуации столкнувшихся с бедой людей. А все потому, что нет социальных гостиниц, где родители с детьми находились бы между курсами лечения, интернатов, где школьники могли бы учиться. «Онкологических» детей в России не так много, как взрослых пациентов, и все же в Министерстве здравоохранения, в Государственной думе следует рассмотреть вопрос о строительстве современных детских онкоклиник в городах-миллионниках. Но это, как я знаю, не заложено в онкопрограмме Российской Федерации на перспективу до 2024 года. А жаль…
Иначе бы мы все вымерли
- Онкологам часто приходится сталкиваться с мифом, что рак заразен, - продолжает доктор. - Однако было проведено множество исследований, которые подтвердили, что рак не передается ни половым, ни воздушно-капельным или иным путем, иначе уже вымерло бы все население планеты. То же самое относится к возможности заражения через личные вещи, донорскую кровь, поцелуи или кашель, младенца через грудное молоко матери и т.д. Иммунная система здорового человека не принимает чужеродные атипичные раковые клетки и уничтожает их.
Может ли развиться рак у конкретного человека вследствие инфицированности определенным видом микробов, вирусов или грибов?
В природе существуют бактерии, которые могут косвенно послужить возбудителями некоторых видов рака. И этот научный факт для многих тоже стал «доказательством», что рак заразен.
Например, бактерию Хеликобактер пилори - виновницу язвенной болезни - Международная организация по исследованию рака назвала вероятным причинным фактором риска развития рака желудка. Но это пока не стало стопроцентным фактом - исследования продолжаются. Инфекционную теорию не поддерживает вдвое большая частота рака желудка у мужчин - если дело лишь в инфекции, то половая принадлежность не играет роли. Однако риск возникновения рака желудка при хеликобактерной инфекции почти в четыре раза выше. 90 процентов больных раком желудка инфицированы Хеликобактер пилори, а в половине удаленных ранних раков выявляют эту бактерию.
Есть научные сведения, что у людей, инфицированных некоторыми вирусами, рак встречается чаще, чем у остальных, например при инфицированности вирусом папилломы человека (ВПЧ). Обнаружено более ста типов ВПЧ, из которых по меньшей мере 13 могут привести к развитию рака шейки матки. Однако механизм передачи здесь не воздушно-капельный, а главным образом половой. Также имеются данные о связи ВПЧ с опухолевыми заболеваниями ануса, вульвы, влагалища и пениса. Чтобы не заболеть этим видом рака, необходимо прививаться девушкам до начала половой жизни. Вакцины против ВПЧ одобрены для использования во многих странах.
Существующие микробы, вирусы и грибы не могут быть главной причиной онкологического заболевания. Эти болезни могут переходить по наследству, поэтому родственникам такого пациента необходимо проходить диспансеризацию, а при необходимости и углубленное обследование.
Ярким примером наследственной предрасположенности к раку является обнаружение генов BRCA-1 и BRCA-2. Около десяти процентов наследственных заболеваний раком молочной железы, а также раком яичников связаны с аномалией этих генов.
Другой пример. Для людей, в семье которых кто-то болен раком легкого, небезопасно курить. Поскольку этот вид рака тоже часто генетически обусловлен, а у людей возникает мысль, что он заразен. Но это, повторюсь, не заражение раком, а генетическая предрасположенность, которая может проявляться в сроки от 17 до 55 лет.