Доверчивые перуанцы два года лечатся черепом полицейского
Многие удивятся, но самая посещаемая страна Южной Америки вовсе не Аргентина или Бразилия, а Перу. Остатки древних цивилизаций и знаменитая на весь мир кухня, живописные горы и амазонская сельва, великолепные пляжи и относительная безопасность привлекают сюда миллионы людей. Компанию многочисленным путешественникам составил спецкор «Экспресс газеты» по ЮА.
Напиток из лягушки, или Любимая игра «Обмани гринго»
Я въехал в Перу на автобусе со стороны Эквадора через печально известный участок границы, который когда-то называли самым криминальным в Америке. Никакой опасности, впрочем, я не заметил, за исключением огромной ночной очереди. Состояла она из венесуэльских беженцев и эквадорской молодежи, желающей потусоваться в Манкоре в ближайшие выходные.
Первое, что бросается в глаза после Эквадора и даже Боливии - запустение и мусор, особенно вдали от туристических мест. Таких плохих дорог, как в Перу, нет нигде. Но по-настоящему прифигел я в Пиуре: в большом городе (население 400 тыс.) асфальта не было даже в центре! Все вокруг как после бомбежки. К лучшему местному ночному клубу, у входа в который толпились девушки в вечерних платьях, мы с местным приятелем в его недешевой машине подъехали... по грунтовке, поднимая столбы пыли и грязи.
А вот перуанская кухня оставила очень приятное впечатление. В Манкоре за два дня я съел шесть огромных порций севиче из сырой рыбы, маринованной в соке лайма со специями. Понравились также тушенное с овощами и луком мясо, острый фаршированный перчик и многочисленные супы.
Именно благодаря Перу мы с вами едим картошку и помидоры: их выращивали еще древние инки. Но наиболее распространенная еда, которую сегодня предлагают на каждом углу - это pollo a la brasa. То есть банальная курица-гриль, в 80% случаев подаваемая с рисом или с так называемой чауфой - тем же самым рисом с какими-то специями (влияние китайской кухни).
Самый известный напиток в Перу - чича морада - очень вкусный компот из малиновой по цвету кукурузы с фруктами. Популярны и чаи - преимущественно из коки и других трав, из которых мне больше всего полюбилась мунья - андинская мята.
Знакомство с ней заслуживает отдельного рассказа. Я уезжал из Уараса в Лиму с расстройством желудка, которое было вызвано, видимо, экзотическим куем - жареной морской свинкой. Это блюдо, распространенное еще в империи инков, продолжает оставаться таковым и в Перу, и в Эквадоре и на севере Колумбии. Чем-то напоминает курицу, только очень костлявую.
Так вот от этого мяса вдруг стало не по себе. Я сидел в готовом к отправлению автобусе, волнуясь, как выдержу 10-часовой путь. И тут в салон зашел мужик с бутылками домашней акуа де мунья стоимостью всего в один соль - менее 30 центов. Хотелось пить, и я взял одну. Вкус показался очень приятным, чем-то напоминающим мятный, но мягче. Замечательный аромат.
Выпив бутылку, я вскоре задремал, а наутро - о, чудо! - проснулся в автобусе незадолго до конечной здоровым как младенец. А чуть позже на рынке спросил у местных, для чего используется мунья. Они подтвердили мои догадки: напиток прекрасно заменяет кучу химических пилюль для желудка, которые навязчиво впаривает нам телереклама.
А вот что я отказался пробовать, так это напиток из лягушки. Живую жабку в блендере перемешивают с медом, соком алое и еще какой-то дрянью. Тоже, говорят, от многих хворей помогает, но я, пардон, не смог.
Вера в народную медицину у перуанского населения безгранична. Снадобья и травы продаются на каждом углу, а любая индейская бабушка в традиционной одежде на рынке с удовольствием разъяснит, что, как и с чем нужно пить. Кстати, в амазонской сельве растет знаменитая лиана uña de gato («ноготь кота»), которая лечит от рака на ранних стадиях.
А еще перуанцы безгранично верят в чудеса.
- То они обнаруживают образ Богородицы в каком-то доме, где облупилась штукатурка, то украшают цветами старое дерево, потому что на его коре проступил лик Иисуса. О бесконечно плачущих иконах то в одном храме, то в другом даже не говорю. В провинциальной католической церкви я обратил внимание на то, что очередь из местных жителей (куда больше, чем к алтарю) выстроилась к странному застекленному ящику, в котором на бархатной черной подстилке покоился чей-то череп. Я решил, что увидел останки древнего святого, но выяснилось, что это череп умершего пару лет назад местного полицейского. Почему-то считалось, что прикосновение к этому ящичку избавляет от массы болезней, - рассказывает Петр Романов, несколько лет проживший в Перу.
Побывав тут, понимаешь, почему страна так популярна у туристов. Первый населенный пункт, куда я попал, - Манкора. Это слово для многих пустой звук, а вот в Южной Америке все знают знаменитую фразу, которую печатают на многочисленных футболках и кружках, продаваемых там же, на набережной: Máncora es de puta madre! Цензурный перевод: Манкора - зашибись.
Могу подтвердить, что Манкора действительно de puta madre! Райский городок на берегу Тихого океана с прекрасными пляжами, отличными волнами для серфинга, замечательной погодой почти 365 дней в году (что выгодно отличает Манкору от эквадорской Монтаниты со схожей в целом концепцией), вкусной едой, бурной ночной жизнью. Сумасшедшие вечеринки в знаменитом Loki (хостел, бар и дискотека в одном флаконе) я не забуду никогда.
Тропою инков
Отмечу Уарас с его красивейшими горными озерами, вершинами, ледниками и потрясающими треками - одними из лучших во всей Южной Америке - такой красотищи вы не найдете нигде.
Понравился Паракас с живущими на островах рядом пингвинами Гумбольдта. Незабываем каньон Колка, один из самых глубоких в мире. Ну, и конечно, острова на Титикаке. Мы жили там с двумя индейскими семьями, в одной из которых мать почти не говорила по-испански. Но ее заверения, что теперь это навсегда и наш дом, мы поняли даже на их непонятном языке.
И, наконец, жемчужина Перу - город Куско, древняя столица империи инков, и загадочный Мачу Пикчу в 100 км. Поездка в эти культовые места входит в программу любого туриста, приезжающего в страну.
Куско, несмотря переполненность иностранцами - самый аутентичный город Перу. С индейцами кечуа в национальных одеждах, травами на рынке, жареным куем и ламами на улицах, колониальной архитектурой, инкскими развалинами и т.д. То же самое можно сказать и про Мачу Пикчу - посещение этого утопающего в джунглях древнего города, так и не найденного испанскими конкистадорами и открытого лишь в начале ХХ века - одно из самых ярких впечатлений в поездке.
А вот перуанская столица слегка разочаровала. Лима - самый опасный город страны, местные шайки практикуют даже вооруженные нападения. Да и чисто архитектурно не производит впечатления. Да, неплохой колониальный исторический центр, приятные райончики Барранко и Мирафлорес, с их богемной жизнью, хипстерскими кафе и модными ресторанами. Но все это не идет ни в какое сравнение с подобными заведениями в других местах страны.
Дешево, но сердито
Простого российского туриста Перу приятно поражает дешевизной. Оплата еды, транспорта, услуг и т.д. совершенно не бьют по карману. Однако все, что связано с массовым туризмом, напротив, дорого. К примеру, входной билет на Мачу Пикчу (вместе с подъемом на одноименную гору) обошелся мне в $65. А развалины в Священной долине инков - $30. Может, для Европы такие цены и адекватны. Но в Перу, где за комфортный ночной многочасовой автобус я заплатил $6, как-то не очень.
Здешние жители тоже сильно проигрывают латиносам из соседних стран. Притом что я встречал вполне добрых, открытых людей, некоторые из них стали друзьями, общее впечатление так себе. Они далеко не такие вежливые и гостеприимные, как, скажем бразильцы или колумбийцы. В Перу не встретишь ни улыбки, ни «доброе утро, сеньор!», максимум - угрюмое вопросительное «si?» Причем, когда они крутят пальцем у виска, это означает «погоди, дай подумать».
Подбешивала и национальная перуанская забава под названием «Обмани гринго». Надуть белого человека тут пытаются постоянно, как по мелочи, так и по-крупному. Молодежь, например, продает на улице сим-карты. Сколько стоит? Пять. Вскрываешь пакет, суешь в телефон, видишь, что все работает, протягиваешь пять солей, а парнишка отвечает: «Пять баксов!» Хотя реальная цена пять именно солей, о чем я узнал незадолго до этого в офисе оператора. Или чистильщик обуви, с которым мы условились на два соля, а он после чистки ботинок потребовал аж 18 ($6, между прочим!) за дополнительные кремы, которые применил. При этом перуанцы в массе своей очень закрытые. А знакомая бразильянка приметила, что они до кучи еще и очень обидчивые и злопамятные.
Если в Бразилии, Аргентине и Чили люди, узнав, откуда я родом, вспоминали Достоевского или Толстого, в Перу единственной ассоциацией с РФ был постоянно повторяемый по телевизору слоган «Россия-2018», связанный с чемпионатом по футболу. Типичный диалог был такой:
- Откуда ты?
- Из России.
- Россия-2018!
После 150-го раза надоело...
Латиноамериканские красотки известны всему миру. Однако про перуанок от прочих обитателей материка можно услышать исключительно иронические эпитеты. Попутчик-аргентинец, с которым познакомились в самолете, подготовил к тому, что меня будет ждать в Перу. Первым делом рукой показал их рост - чуть меньше кресла в самолете, вторым - объем - примерно два кресла.
В целом так и есть. Впрочем, в Куско вместе со шведом Карлом мы встретили перуанских близняшек с явно японским замесом, про которых скандинав сказал, что более красивых девушек он в жизни не встречал.
Перуанки на первый взгляд весьма флегматичны. Хотя, познакомившись поближе, вы сталкиваетесь со знаменитыми латиноамериканскими страстями, хорошо известными по мыльным операм. Короче, есть тут и такие, которые прямо как Манкора - de puta madre!
Кстати
- Три года назад умерла перуанка Лина Васкес, которая родила мальчика в пятилетнем возрасте. В 1939-м ей сделали кесарево сечение. Сын дожил до 42 лет, скончавшись от лейкемии, которая, впрочем, никак не связана с обстоятельствами его появления на свет.
- Отца ребенка установить не удалось. В индейской дереве, где жила девочка, после праздников практиковались секс-оргии.