Как создавалась империя Владимира Потанина

Благосостояние одного из российских миллиардеров крепнет еще с советских времен

22 мая 2017 года некая Наталья Потанина подала иск к бывшему супругу, Владимиру Потанину. Все как обычно: раздел имущества против развода, поиск совместно нажитого имущества – ничего интересного. Кроме суммы иска – 849 миллиардов рублей.

Согласитесь, не каждому гражданину выпадает счастье получить такой иск. Это отличный повод вспомнить о том, как Потанин дошел до жизни такой.

 

Общество неравных возможностей

Один из самых богатых людей мира, 56-летний Владимир Потанин (владелец холдинга «Интеррос», крупнейший актив – «Норильский никель») являет собой яркий образец типичного представителя современной российской элиты. На его примере хорошо видно, что в брежневское время не был Советский Союз никаким «обществом равных возможностей» – правильное происхождение практически гарантировало жизненный успех.

Будущий лидер списка российского Forbes родился в Москве, в семье сотрудника Министерства внешней торговли СССР. Старики помнят, что в 1961 году работа в этом ведомстве была престижнее, чем сейчас должность топ-менеджера «Роснефти». Доступ к заграничным благам, отсутствие проблемы дефицита, легкая возможность дополнительных заработков – лишь часть тех привилегий, которые были у людей, имевших право пересекать «железный занавес».

Любой сотрудник такого ведомства имел обширные и надежные связи, позволявшие обеспечить наследнику светлое будущее. Хотя, конечно, в те времена никто не подозревал, насколько светлым оно будет.

Володя Потанин вырос отнюдь не на родине: он жил при советских торгпредствах в Австралии, в Новой Зеландии, в Турции. Вернувшись в Москву, Потанины обосновались в элитном уже по тем временам районе Давыдково. После школы Володя уверенно поступил в престижный МГИМО – продолжать, как тогда говорили, трудовую династию. Он рано женился на своей соседке Наташе – злые языки говорят, что исключительно ради права выезжать за рубеж: холостых тогда практически не выпускали.

 

Связи решают всё

Однако крутой папа на пенсию еще не собирался, а отправлять работать за границу и отца, и сына было тогда не принято: пришлось Владимиру заниматься дипломатической деятельностью внутри страны. Он занял прекрасную должность инженера отдела «Мочевина» фирмы «Удобрения» «Союзпромэкспорта».

Позже, ударно поработав на ниве продажи удобрений, Потанин занялся еще более перспективной рудой. По советским меркам к 30 годам он был очень богатым человеком с хорошими знакомыми в Министерстве внешних экономических связей.

Кризис СССР с его условностями открыл перед Потаниным все границы в самом прямом смысле слова. Еще в начале 1990 года он принял решение заняться коммерческой деятельностью, для чего создал внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос».

Эта замечательная организация занималась «финансовым консалтингом и сопровождением внешнеторговых сделок» – проще говоря, Потанин-младший монетизировал свои связи, помогая клиентам легко и быстро решать таможенные и иные вопросы – за долю малую. Именно так и был добыт первоначальный капитал, который позволил впоследствии превратить «Интеррос» в преуспевающую финансовую империю. Это наглядный пример того, как скрытая советская коррупция постепенно перерастала в откровенную российскую.

Дмитрий Медведев посетил принадлежащий Потанину горнолыжный комплекс «Роза Хутор», 2011 г. Фото: kremlin.ru

 

Должок от государства

Следующим этапом карьеры Потанина стал банк «Международная финансовая компания», знакомство с Михаилом Прохоровым, группа ОНЭКСИМ, участие в «семибанкирщине», взлет в кресло первого вице-премьера правительства Виктора Черномырдина... Но в историю России Потанин, безусловно, войдет как финансовый гений, придумавший залоговые аукционы.

Следите за руками.

  1. Министерство финансов России открывает счета в ряде коммерческих банков.
  2. Правительство проводит среди коммерческих банков аукционы на право выдачи крупных кредитов государству.
  3. Победителями оказываются те самые банки, в которых держит деньги Минфин.
  4. Правительство берет кредиты у этих банков, залогом выступают акции государственных предприятий. Кредиты частично выдаются деньгами Минфина.
  5. Государство не в состоянии отдать кредит, поэтому залог – крупнейшие предприятия России – переходят к банкирам.

«ОНЭКСИМ-Банку» достался «Норильский никель», и Владимир Потанин взлетел к вершинам рейтингов Forbes. В 2015 году он впервые возглавил список российских миллиардеров, в 2016-м потерял свои позиции, но и сейчас выглядит неплохо: 8-й в России, 77-й в мире.

Да, страна может гордиться десятью представителями в первой сотне богачей планеты. Не жадничайте, Владимир Олегович, отдайте Наталье совместно нажитые полтора миллиарда долларов. У вас останется еще $12,7 млрд – на булавки для молодой жены хватит.