Как ЕГЭ подстегнул коррупцию
В Общественной палате РФ подвели итоги 20-летия начала реформ в отечественном образовании. Самым ярким на форуме стало выступление профессора кафедры математического анализа РГПУ им. А. И. Герцена Сергея РУКШИНА.
Расплодившиеся репетиторы
- ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу, служить основанием для получения образовательных кредитов, - объясняет профессор Рукшин. - Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. Он ее убрал из приемных комиссий вузов, но переместил затраты родителей и коррупционную составляющую совершенно в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. Не буду приводить всем известную ситуацию, когда директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Елена Низиенко в течение пяти лет выдавала документы строгой отчетности победителей финалов всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Cейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников.
И это все меркнет по сравнению с тем влиянием, которое ЕГЭ оказал на институты образовательные, на саму среднюю школу и на вузы.
Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начнется тотальная подготовка к экзамену вместо прохождения школьных программ.
Замордованные учителя
- Сам факт закрытия (у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических вузов) означает не просто неуважение к профессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету. Преподаватель математики - это не плохой математик. Преподаватель русского языка и литературы - это вовсе не человек, который окончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию и так далее.
Снизился социальный статус учителя. Педагог, замордованный высокими нагрузками, совершенно непрофильными занятиями вроде заполнения бумажных и электронных документов, фактически превратился в человека, который оказывает образовательную услугу и может в любой момент быть наказан родителями, учениками, администрацией школы за мельчайшие отклонения.
Малограмотные инженеры
- Разрушена система профессионального образования. Произошло страшное для нашего технологического развития событие: ни одна страховая компания не согласилась страховать запуски двух ближайших «Союзов». А два ближайших «Союза» - это и средство доставки обратно космонавтов, которые сейчас находятся на станции, и средство доставки продуктов, оборудования и так далее, и средство доставки спутников. Запуски сейчас под угрозой. Когда мы знали такое за советской и потом российской экономикой и технологией? Падение технологической дисциплины на производстве, постоянные жалобы главных конструкторов оборонных отраслей, что у них нет инженеров и конструкторов нужной квалификации, свидетельствуют о том, что система профессионального образования находится в упадке.
Еще одна болевая точка
Болонская система, придуманная для включения в западные системы людей из развивающихся стран, разрушила хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые не знают производство.
Безумные инициативы
- В заключение хочу отметить, что периодически устраиваемые вбросы и нервотрепки также совершенно не выдерживают критики. Вспомню только этот год. Чуть больше года назад вице-премьер, курирующая социальную сферу, нам обозначила основную проблему развития образования - это, как мы помним, прямоугольные классы. Этим летом нам подсунули сокращение урока до 40 минут с 45 и сокращение с 1-го по 9-й класс учебной недели до пяти дней. Причем люди, которые это предлагали, не понимают, что если рассчитать потерянное время, то получается, что за девять классов мы теряем два с третью учебных года общего учебного времени. Нам предлагают подумать над системой оценок - вместо пятибалльной ввести 12- и 100-балльную. Нас все время трясут, систему образования нервируют непринципиальными и не имеющими отношения к сущности процесса вбросами.
Чем запомнились министры «поколения ЕГЭ»
Ситуация в среднем и высшем образовании в России во многом зависит от руководства соответствующего ведомства. Показательны наиболее громкие инициативы, выдвинутые министрами образования (в скобках - годы их работы на этом посту).
Кстати, в этом году ведомство разделилось на Министерство просвещения, которое теперь отвечает за школу, Министерство науки и высшего образования и Рособрнадзор.
Андрей Фурсенко (2004 - 2012)
- Внедрение ЕГЭ (2010 г.).
- Принятие новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС), подразумевающих снижение расходов на образование и плату за обучение.
- Предложение сделать необязательными русский язык, математику, историю, русскую литературу.
- Укрупнение и слияние школ, уравнивание спецшкол, гимназий с уклоном и обычных среднеобразовательных школ, лишение продвинутых учреждений дополнительного финансирования. В результате лучшие школы оказались на грани банкротства.
- Закрытие сельских школ и ликвидация льгот для сельских учителей.
Цитата:
«Высшая математика убивает креативность. Я сам лично не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурее других».
Дмитрий Ливанов (2012 - 2016)
- «Оптимизиция» и приватизация вузов. Упразднение «неэффективных»: Литературного института им. Горького, Архитектурного университета, РГГУ, МАМИ и др.
- Ликвидация свыше 150 специальностей в техникумах и вузах, сокращение количества бюджетных мест.
- Понижение общероссийского балла ЕГЭ по русскому языку в 2 раза - иначе 40 процентов выпускников не сдали бы экзамен.
- Утверждение теологии в качестве научной дисциплины.
Цитата:
«Уменьшение числа школ в российских городах не влияет на качество образования».
Ольга Васильева (2016 - по настоящее время)
- Возвращение в школьный курс астрономии.
- Введение в начальную школу урока шахмат.
- Увеличение количества часов преподавания религии в школах.
- Увеличение бюджетных мест в вузах по специальности «теология».
- Сокращение в десять раз мест в аспирантуре.
Цитата:
«Сегодня у нас дети, завтра у нас народ».
Кстати
Рособрнадзор подвел предварительные итоги аттестации российских учителей-предметников, которые показали: половина учителей математики и информатики не справились с задачами по своему предмету.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов