Кому на самом деле помог и навредил гипнотизер Кашпировский

Анатолий Кашпировский

Сегодня, 11 августа, исполняется 84 года Анатолию Кашпировскому. Что стало с самым знаменитым гипнотизером страны, выяснила «ЭГ».

Во время телесеансов Анатолия Кашпировского улицы пустели – и стар и млад собирался перед голубыми экранами. Люди искренне верили, что при помощи человека с жестким взглядом исподлобья и ненавязчивым украинским акцентом, произносящего в каждой передаче «даю установку на исцеление», они смогут избавиться от энурезов, циститов, прыщей, бородавок и прочих напастей.

Некоторые и впрямь избавлялись – что умножало славу Кашпировского как целителя. Как это ему удавалось? И если его методы и впрямь работали, то где он сейчас?

Ловкость рук и никакого мошенства

В конце 80-х, на закате советской эпохи, на свет как грибы после дождя полезли всевозможные экстрасенсы, колдуны, астрологи и прочие товарищи, якобы обладавшие сверхъестественными способностями.

Сейчас, когда это время уже стало историей, в памяти некоторых людей все перемешалось: так, многие из заставших ту эпоху и вроде бы обязанных хорошо ее помнить, убеждают молодежь, что Кашпировский якобы заряжал воду и делал пассы. Ничего подобного не было.

Анатолий Михайлович никогда не называл себя экстрасенсом и вообще в них не верил; он выделялся из общей массы тогдашних «сверхлюдей» тем, что действительно был специалистом в своей области, а именно – врачом-психотерапевтом. Он имел за плечами 25-летний опыт работы в психиатрической больнице, а с сеансами гипноза (впрочем, этот термин ему не нравился – он предпочитал говорить «внушение» или «установка») начал ездить по стране задолго до своей телепопулярности – совмещая это с работой в больнице.

На своих первых сеансах групповой психотерапии Кашпировский ограничивался излечением такого неприятного недуга, как энурез. Результаты были весьма неплохими – многие дети, да и взрослые тоже, после посещения его сеансов включали свой «будильник» (так Кашпировский называл переполненный мочевой пузырь) и переставали портить постель по ночам. Было решено попробовать проводить сеансы по телевизору, чтобы охватить большую аудиторию. Это дало неожиданный эффект: люди со всех уголков страны стали сообщать, что излечились от самых разных заболеваний.

Операции без боли

В марте 1988 года Кашпировский провел телемост по дистанционному обезболиванию во время операции. Через год состоялся еще один телемост: в Тбилиси делали две операции по удалению вентральной грыжи, а Кашпировский удаленно вводил пациенток в транс. Надо сказать, что все это проделывалось не только ради громкого эффекта: пациентки не переносили общего наркоза, что делало невозможной полостную операцию при обычных условиях.

Тем не менее, эффект был ошеломляющим. Вся страна прилипала к экранам во время «Сеансов здоровья» Кашпировского и верила, что вот-вот вылечится от всех имеющихся болячек. Сеансов было всего шесть – но запомнились они надолго.

Последствия

Нельзя отрицать тот факт, что случаев излечения от энуреза, случаев, когда пациенты после сеанса у Кашпировского могли обходиться без анестезии во время лечения у стоматолога, было предостаточно. Однако многим их внушаемость успела сильно навредить. Были случаи, что люди, веря в наступившее после сеансов улучшение, перестали принимать лекарства – и болезнь начинала прогрессировать. У многих менялось восприятие действительности: они верили, что у них рассосались рубцы или потемнели седые волосы, тогда как на самом деле все было как прежде. Наиболее внушаемые даже оказывались в психиатрических клиниках с «синдромом Кашпировского».

Все это не могло не привести к спаду популярности сеансов массовой психотерапии. Если поначалу люди активно распространяли по сарафанному радио информацию о том, как им полегчало после встречи с Кашпировским, то позже хлынула волна отрицательных отзывов: мол, сходила на сеанс – и физическое состояние ухудшилось, да и с психикой нелады. В 1994 году телевизионные сеансы психотерапии были запрещены.

Удостоверение депутата Государственной Думы Анатолия Кашпировского 

Что было потом

А ничего особенного. Далеко не все поклонники Кашпировского перековались в его противников. Он по-прежнему собирал залы желающих излечиться. Работал в Припяти и Славутиче – помогал как психотерапевт пострадавшим от Чернобыльского взрыва. Отдал много сил беседам с малолетними преступниками.

Во время теракта в Буденновске вел переговоры с бандитами и добился того, что часть заложников освободили. Жил в США, проводил сеансы групповой терапии в одном из клубов, причем приходили к нему не только русскоязычные иммигранты, но и местные жители. Вернулся в Россию; ездит со своими сеансами по стране. Аудитория его значительно уменьшилась – но она существует.

Ходят слухи, что на одном из центральных каналов планировали возобновить телесеансы Кашпировского, но передумали.

Может, оно и к лучшему.