Легендарный крейсер «Аврора» чуть не потопили свои

Призрак революции: шокирующая правда о легендарном корабле, заложенном на судостроительной верфи 120 лет назад

Любой выпускник советской школы, хоть ночью его разбуди, ответит, что крейсер «Аврора» выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего дворца в октябре 1917 года - тем и знаменит. Однако в более чем вековой истории судна немало других важных вех, о которых мало кто знает.

►23 мая 1897 года. На верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге заложен корабль - последний в серии трех судов водоизмещением 6,6 тысячи тонн.

►11 мая 1900 года. В присутствии Николая II, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны корабль, названный «Аврора», торжественно спущен на воду.

►Осень 1904 года. «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Зиновия Рождественского направляется на Дальний Восток. Задача: объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать японские корабли.

►9 октября 1904 года. В Северном море на пути наших судов обнаруживаются корабли без отличительных огней, которые идут наперерез, нарушая международные правила. Решив, что это военный маневр врага, командование приказывает открыть огонь с броненосцев. Позже выяснится, что стреляли по британским рыболовецким судам. Когда за ними показались силуэты еще двух кораблей, по ним тоже открыли огонь. Но это были «Аврора» и «Дмитрий Донской», шедшие в отдалении от основной группы. Стрельбу удалось остановить звуковыми и световыми сигналами, и вовремя: иначе в «Аврору» полетел бы 12-дюймовый снаряд. Но пять снарядов поменьше попали-таки в крейсер. Раненых было двое: судовой священник, который позже скончался от гангрены, и матрос, его потом списали на берег.

►14 - 15 мая 1905 года. В морском бою у Цусимы с «Авроры» вели обстрел японских кораблей, а также крейсер прикрывал отход поврежденных броненосцев. В этом сражении из 38 боевых кораблей уцелели лишь шесть, в том числе «Аврора».

►10 марта 1906 года. Корабль становится учебным судном Морского корпуса.

►1906 - 1908 годы. Капитальный ремонт корпуса и механизмов.

►1909 - 1914 годы. Совершает дальние учебные плавания с кадетами и гардемаринами. В начале Первой мировой войны «Аврора» патрулирует устье Финского залива, участвует в походах по изучению фарватеров, в десантной операции в Рижском заливе.

►6 сентября 1916 года. Снова капитальный ремонт. Капитан корабля - Михаил Никольский считает, что во время длительной стоянки в порту матросы поддадутся революционной пропаганде. Он заводит на «Авроре» железный порядок.

►27 февраля 1917 года. На корабле вспыхивает бунт. Капитан Никольский и старший офицер Огранович убиты, матросы создают судовой комитет и выбирают нового капитана. К июлю в команде уже 42 члена РСДРП(б). Матросы участвуют во всех митингах и собраниях большевиков.

►25 октября 1917 года. Легендарный холостой выстрел с «Авроры» становится сигналом к штурму Зимнего дворца. Позже экипаж обвинили в том, что по историческому зданию стреляли боевыми снарядами. Председателю судового комитета пришлось давать опровержение в «Правде»: мол, был бы боевой - от творения архитектора Растрелли камня на камне не осталось.

►Конец 1917-го - начало 1918 года. Предпринята попытка отравить экипаж, через три месяца после этого - взорвать корабль, но подложенный фугас обезврежен. Часть команды уходит на фронт добровольцами.

►29 июля 1918 года. Крейсер переводят в Кронштадт. Его планируется затопить, чтобы остановить корабли интервентов во время наступления армии Юденича. К счастью, это не потребовалось.

►Сентябрь 1922 года. Судно введено в состав учебных кораблей Балтийского флота.

Капитан Евгений ГРИГОРЬЕВ вёл крейсер на войну с Японией. Он погиб на капитанском мостике в бою у Цусимы, его тело хотели доставить домой, но пришлось похоронить героя в море возле Филиппин

►1923 - 1933 годы. «Аврора» совершает плавания в скандинавские порты.

►1933 - 1941 годы. Очередной капремонт. «Аврора» стоит на рейде, на ней проходят практику курсанты морских училищ. К 1941-му судно планируют списать, но начинается Великая Отечественная война.

►1941 - 1944 годы. «Аврора» в порту Ораниенбаума, она включена в систему противовоздушной обороны Ленинграда. Часть орудий с нее снята и используется на подступах к городу. Фашисты обстреливают судно с воздуха, налеты закончатся только после снятия блокады Ленинграда.

►Август 1944 года. Принято официальное решение установить «Аврору» у Петроградской набережной, превратив ее в музей-памятник истории флота и учебное несамоходное судно Нахимовского училища.

►23 октября 1945-го - 29 сентября 1946 года. Корабль снимают в роли легендарного крейсера «Варяг» в одноименном фильме. Его «гримируют», выполняют часть ремонтных работ.

►17 ноября 1948 года. Судно переводят на место окончательной стоянки - на Большую Невку.

►1960 год. Крейсер включен в число памятников, охраняемых государством.

►1984 - 1987 годы. Проведен ремонт. Вместо разрушенного днища приварили новое. Восстановили и внутренности, так что нынешняя «Аврора» - практически новодел. Оригинальное днище затопили в Лужской губе. Но местные растащили часть металла на стройматериалы и сувениры для продажи.

►Июнь 2009 года. На «Авроре» во время Петербургского экономического форума устроили грандиозную пьянку. Участвовали Валентина Матвиенко, Эльвира Набиуллина, Илья Клебанов и др.

►16 октября 2011 года. Три человека подняли на крейсере пиратский флаг.

►2014 - 2016 годы. Очередной ремонт: обновлен корпус, восстановлен исторический облик кают, создана новая экспозиция филиала Центрального военно-морского музея.

 


 

Сильна, как 11 тысяч лошадей

- Использована лучшая на тот момент сталь - Александровского и Ижорского заводов.

- Бронь, которой обшит корпус, не раскалывалась при попадании снаряда.

- Палуба была загнута на скосах к бортам и снижалась к носу и корме - так она рикошетила снаряды.

- Ниже ватерлинии - 14 непроницаемых отсеков, каждый со своей системой откачивания воды.

- Судно приводили в действие три паровые машины общей мощностью в 11,6 тысячи лошадиных сил.

- Система освещения, вентилирования, работа котельных и машинных отделений были электрифицированы.

- Крейсер стал одним из первых кораблей, где установили беспроволочный телеграф и телефон.

- Поначалу пушки стреляли через открывающиеся бортовые порты. В ветреную погоду орудия и оптические прицелы заплескивала волна.

- Восемь 152-миллиметровых, 24 75-миллиметровых, восемь 37-миллиметровых, два 63,5-миллиметровых орудий.

- Три (один надводный и два подводных) торпедных аппарата калибра 381 миллиметр.

- Скорость 19,2 узла (35,6 км/ч).

- Длина 126,8 м.

- Ширина 16,8 м.

- Экипаж: 20 офицеров, 550 матросов.

 


 

«Полкан» или «Боярин»

Имя по традиции, существующей со времен Петра I, выбирал царь. Николаю II предложили на выбор 11 вариантов названия крейсера: «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аврора», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Он подчеркнул «Аврору».

 


 

Крокодил за бортом!

Моряки на кораблях часто заводили питомцев. Но таких диковинок, как на «Авроре», ни у кого не было. Двух крокодилов прихватили в Африке по пути в Японию. Назвали Сам и Того - по имени японского адмирала Хэйхатиро Того. Кроме них, на борт взяли хамелеонов, удава, лемуров, морских черепах - матросы развлекались, вставая на них и катаясь по палубе. Крокодилов же купали в наполненных водой тентах и выгуливали на палубе. Во время одного из променадов Сам с завидной прытью бросился к борту и прыгнул в воду.

Того прожил чуть дольше: его убило во время Цусимского сражения.

 


Залп из задницы

К 50-летию Советской власти на «Ленфильме» снимали картину «Залп «Авроры».

- Все было на высшем уровне, - вспоминал композитор Марк Самойлов, помогавший в качестве аранжировщика Василию Соловьеву-Седому, автору музыки к фильму. - Режиссера огорчало одно: исторический выстрел в записи звучал неэффектно, какой-то «пук», и все. Я предложил идею, все согласились. Сняли крышку со старого рояля, положили к струнам три микрофона. Я разбежался и, извините, задним местом прыгнул на басы. Микрофоны захлебнулись от такой наглой неожиданности и взорвались громовым раскатом с долгим эхом. Этот «залп» и вошел в фильм.

 


 

Обморок от рентгена

Первый на боевом корабле рентгеновский аппарат был смонтирован на «Авроре» - на этом настоял судовой врач Владимир Кравченко. Это помогло сразу после боев обследовать раненых и быстрее оказывать им помощь. До того осколки снарядов искали в ранах с помощью зондов и часто без всякой анестезии.

- За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования рентгеном, - писал в своей книге «Через три океана. Воспоминания врача о морском походе» доктор. - Дальномерщик Михайлов, имевший десять ран, во время самых мучительных перевязок вечно шутивший над собой и смешивший до упаду других, вдруг не выдержал. Стальные нервы его дрогнули под влиянием этой темноты, таинственности, странного мерцающего зеленого света и вида костей собственного скелета на экране.

 


 

Подзаборная проститутка

Контр-адмирал Рождественский имел странную привычку давать кораблям, которыми командовал, неблагозвучные прозвища. Скажем, крейсер «Адмирал Нахимов» стал в его устах «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» - «Инвалидным убежищем», а «Аврора» - «Проституткой подзаборной».