Сбылось ли ужасное пророчество Джорджа Оруэлла о холодной войне

«Холодную войну» придумал писатель, озвучил финансист, а оживили политики

«Холодную войну» придумал писатель, озвучил финансист, а оживили политики

Авторство этих зловещих слов прочно закрепилось в умах за британским политиком Уинстоном Черчиллем. Считается, что он употребил их в знаменитой «фултонской речи» 5 марта 1946 года. Заодно все уверены, что в момент выступления Черчилль был премьер-министром Великобритании и говорил от имени своей страны. Ни то, ни другое – неправда.

 

Два-три чудовища

На самом деле «холодную войну» провидчески описал известный британский писатель Эрик Артур Блэр, более известный образованной публике под псевдонимом Джордж Оруэлл. 19 октября 1945 года британский еженедельник Tribune опубликовал статью Оруэлла «Вы и ядерная бомба». В ней писатель рассуждал на тему, как изменятся международные отношения и классовая борьба в связи с появлением нового вида оружия.

«По ряду причин можно сделать вывод, что русские пока не владеют секретом изготовления атомной бомбы; с другой стороны, все указывает, что они смогут создать ее в течение нескольких лет (успешное испытание первой советской атомной бомбы прошло 29 августа 1949 года – прим. ред.). Таким образом, перед нами стоит перспектива образования двух-трех чудовищных сверхдержав, каждая из которых обладает оружием, с помощью которого миллионы людей могут быть уничтожены за несколько секунд при переделе мира», – отмечал Оруэлл.

Писатель предчувствовал, что разрушительная мощь нового оружия сделает его чрезвычайно рискованным для применения, но оно станет средством военно-политического шантажа. Интересно, что Оруэлл видел в ядерной бомбе не только оружие, которое может быть использовано в борьбе между государствами, но и инструмент для подавления социальных выступлений.

Удалось Оруэллу предсказать и серию локальных конфликтов, в которых США и СССР впоследствии чужими руками выясняли, чей исторический проект более прогрессивный. Перманентное, никогда не затухающее, но не переходящее в полномасштабную войну противоборство сверхдержав писатель и назвал «холодной войной».

Джордж Оруэлл в бытность его офицером колониальной полиции в Бирме. Фото: Википедия

 

Сказанного не воротишь

Первым же политиком, который произнес в официальном выступлении слова «холодная война», стал финансист и советник президента США Гарри Трумэна Бернард Барух. Термин был использован 70 лет назад, во время выступления перед законодательным собранием штата Южная Каролина 16 апреля 1947 года. При этом мультимиллионер и консультант пяти американских президентов отнюдь не был специалистом по международным отношениям, и даже не претендовал на это. Барух, со времен Франклина Рузвельта отвечавший за мобилизацию экономики, обличал… американские профсоюзы. Он критиковал ограничение права работодателей увольнять работников и призывал удлинить рабочую неделю. «Давайте не будем обманывать себя: сегодня мы живем в разгар холодной войны (выделено нами – прим. ред.). Наши враги должны быть найдены и за границей, и дома. Давайте не будем забывать, что смятения наших сердец – это их успех. Мир во всем мире – это цель нашей политической системы, и это же отчаяние и поражение тех, кто выступает против нас», – вещал Барух.

Смысл месседжа был прост и незатейлив: работайте больше, требуйте меньше, а будете устраивать забастовки – страшный коммунизм поглотит весь мир. Хлесткие фразы пришлись по вкусу газетчикам: термин стал широко известен и вскоре был позаимствован американскими дипломатами. Из коридоров Госдепа «холодная война» перебралась на трибуны ООН, в печать и политическую риторику других стран, в том числе и СССР.

Бернард Барух, финансист, консультировавший пятерых президентов США. Фото: Википедия

 

Частное лицо

Что касается Черчилля, то речь его действительно была нелицеприятна для СССР, и долгое время ошибочно считалась сигналом к началу «холодной войны». На самом деле, зачитывая послание, уместившееся на 50 небольших листках, британский политик ни разу не использовал словосочетание «холодная война». Черчилль много говорил об англо-американском братстве, о создании военно-воздушных сил ООН и даже уважительно отзывался о русских людях и России. Искусный оратор, он тонко связал коммунизм с тиранией и перспективой новой войны, после чего акцентировал внимание именно на этих угрозах, избегая поливать грязью вчерашнего союзника и одновременно подводя американцев к мысли, что правильнее было бы сотрудничать с Британской империей, а не ломать ее во имя свободного рынка. Правда еще и в том, что сразу по завершении Второй мировой консервативная партия проиграла выборы в британский парламент, Черчилль потерял премьерское кресло, а потому выступал в США в качестве частного лица.

Выступление Черчилля, 1946 год. Фото: Википедия