Почему родственники Березовского улыбались на его похоронах?

Недавно исполнилось четыре года с того момента, когда было предано земле тело Бориса Березовского. Но вопросы и версии по поводу этого скорбного события только множатся.

Недавно исполнилось четыре года с того момента, когда было предано земле тело Бориса Березовского. Но вопросы и версии по поводу этого скорбного события только множатся.

 

Кончина не по чину

Владелец заводов, газет, пароходов дважды (в 1996-м и 2000 годах), по собственной версии, «назначавший» президентов России, закончил свои дни крайне печально: в ванной комнате эмигрантского жилища, со сломанным ребром и шарфом на шее.

К сожалению – по крайней мере, тех, кто любит докапываться до истины, – обстоятельства и последствия этой смерти оказались крайне туманными для общественности; самое справедливое в мире британское правосудие не сочло возможным оглашать многие подробности.

Смерть – дело и впрямь интимное, но только не для людей, которые при жизни держали за бороду Бога. Слишком много вопросов осталось без ответов, что, естественно, вызвало к жизни массу конспирологических версий.

Споры вокруг смерти Березовского идут по трем направлениям:

1. Самоубийство или убийство? Напомним, следствие не дало ответа на этот вопрос, но и подозреваемых не называло.

2. Если убийство, то в чьих интересах? Основные версии – британские спецслужбы, российские спецслужбы, наследники.

3. Умер ли Березовский вообще? Или он из тех персонажей, которых нельзя убить? Борис Абрамович должен был погибнуть уже в июне 1994 года, покушение на него было подготовлено профессионально, ничего общего с дилетантским нападением на Анатолия Чубайса. Однако каким-то чудом олигарх выжил – погиб его шофер.

 

Кому выгодно?

Именно о третьем пункте мы и поговорим подробнее. Ведь разница между смертью и жизнью куда значительнее, чем между убийством и самоубийством, и уж тем более – чем разница между российскими и английскими спецслужбами.

Кстати, о разведчиках и контрразведчиках. Такой персонаж, как Березовский, просто не мог не находиться под колпаком всех возможных рыцарей шантажа и полония. Нет сомнений, что он плотно сотрудничал с британской контрразведкой, особенно после убийства в 2006 году британца Эдвина Картера, более известного как Александр Литвиненко. Почти безграничные возможности соответствующих структур несложно было направить как на устранение Березовского, так и на помощь ему. Кому мог помешать беглый усталый олигарх в 2013 году – остается неясным. А вот договориться об изящной спецоперации мастер интриги был вполне в состоянии.

Очень интересный разговор на эту тему был опубликован в «Экспресс-газете» в 2014 году. Яркий журналист Андрей Караулов высказался тогда в пользу самой экстремальной версии – мистификации, имитации убийства. Первым его аргументам стала известная любовь Березовского к матери (не зря особое отношение к матерям в еврейских семьях вошло даже в анекдоты): «При живой матери он не покончил бы с собой: он мог убить себя, но не мог убить ее, значит, он не мог убить и себя».

Следующий аргумент Караулова исходит уже не из чувств олигарха, а из того, насколько выгодно было Березовскому «умереть»: «Если появляется официальный документ о факте смерти, выданный полицией Лондона, сразу закрываются все уголовные дела. Уголовное преследование, естественно, прекращается, ибо преследовать некого. А у Березовского, если он жив, появляются новый паспорт, новое имя. Плюс главное – пластическая операция».

Логика в этом действительно есть: Березовский в последние годы был неудачлив в судах, его состояние заметно уменьшилось, а в случае доведения всех уголовных дел до конца (из России, помимо политических, предъявлялись и более чем обоснованные уголовные обвинения) он очень серьезно рисковал.

Дом, где скончался Березовский. Исочник: v.img.com.ua

 

Еще один туман на Альбионе

Перечислим другие странности в деле о смерти.

Первая информация о событии опубликована… в Facebook, зятем покойного. Едва ли родственник Березовского не понимал цену информации и так или иначе не взаимодействовал со спецслужбами. О смерти персон подобного масштаба обычно сообщают иначе, чем записью на стене «Борис Березовский умер».

Личный охранник Березовского отсутствовал в доме в день смерти своего патрона. Впрочем, решившийся на самоубийство изгнанник мог и отослать его, чтобы тот не помешал задуманному.

Нет фотографий мертвого Березовского. Совсем нет. Хотя уже тогда все ходили со смартфонами, и трудно представить, что никто из причастных не нажал хоть раз на кнопку камеры. Казнь Саддама Хусейна ухитрились снять на видео, а тут просто тело и ни одного палача рядом. Снимок потом можно было бы выгодно продать таблоидам.

Березовский переписал завещание за 9 дней до своей кончины, резко изменив список наследников в пользу подруги Елены Горбуновой, с которой у него вроде бы были натянутые взаимоотношения.

Финансисты, анализировавшие наследие олигарха, установили, что последние годы он активно выводил свои активы из всех публичных компаний на разнообразные подставные офшоры.

В день похорон, 8 мая, близкие меньше всего походили на скорбящих. Это скорее напоминало светскую прогулку: улыбки, разговоры, несложные формальности. Похоронили олигарха, разумеется, в закрытом гробу.

Улыбки на похоронах. Источник: damy-gospoda.ru

В первых сообщениях о смерти фигурировал «шнур», впоследствии был найден «шарф», который внезапно стал причиной смерти вместо шнура.

Каждая из этих странностей легко объяснима, но в комплексе они производят странное впечатление. Кому-то очень надо было напустить максимум тумана в это вроде бы несложное дело: мало ли самоубийств на Альбионе.

Здесь есть ровно два разумных вывода: или совершенное в нужный момент убийство, которое невыгодно раскрывать, или полное отсутствие смерти. И в том, и в другом случае видна рука службы MI5, британской ФСБ, направлявшей расследование в нужное ей русло.

Когда-нибудь в архивах спецслужб найдется разгадка и этой истории. На всякий случай пожелаем герою этой публикации, если он вдруг жив, спокойной старости. У Бориса Березовского никаких шансов на нее не было, а вот у неизвестного нам британского подданного с новыми документами и новым лицом – вполне.