Что ожидало младенцев, рожденных по приказу Гитлера

Адольф Гитлер. Фото: Bundesarchiv/wikimedia.org

К 2050 году в мире должны были остаться только чистокровные арийцы

Около миллиона жителей современной Европы своим появлением на свет обязаны лично Адольфу Гитлеру. Их рождение - результат грандиозной демографической программы по выведению «расы господ».

Дети обходятся недешево

По замыслу фюрера, уже к 2050 году в мире должны были доминировать чистокровные арийцы. «Отец немецкого фашизма» прекрасно понимал – мало «уничтожить всех расово неполноценных» - их место должно занять поколение «чистой крови». На эту цель бюджет фашистской Германии потратил около 10 млрд долларов в современном эквиваленте.

Реализация амбициозного демографического плана Гитлера велась тщательно, цинично и прагматично. Программа, начатая в 1934 году, условно состояла из трех частей. Первая - поощрение многодетности в семьях. Вторая - воспитание поколения женщин-матерей. Рожать вне зависимости от наличия мужа -  почетная обязанность и священный долг перед родиной и лично фюрером (это было особенно актуально в виду приближающихся военных действий).

Кстати: Считалось, что каждая женщина в возрасте 35 лет, не имеющая четверых детей, обязана рожать – вне зависимости от того, состоит она в браке или нет.  При рождении 4-го ребенка матери вручался серебряный подсвечник с надписью «Ты только звено в бесконечной цепи поколений».

Третья - отбор и «онемечивание» детей других национальностей, которые соответствовали всем 30 признакам арийской расы. Самое интересное, что для «выведения» таковой отбирались даже русские дети.

Киндер-бум

Конечно, без жестких мер не обошлось. Была введена принудительная стерилизация всех тех, кто мог «испортить кровь» (помимо алкоголиков и людей с психическими заболеваниями в эту категорию попали даже инвалиды по слуху или зрению). «Арийцам» под угрозой смертной казни запрещались аборты. Все госслужащие были обязаны вступить в брак (или уволиться). Процедура развода с бездетной женщиной максимально упрощалась. А офицеры СС перед вступлением в брак были обязаны доказать «чистоту крови» своей невесты минимум в 7 поколениях.

Однако руководство Германии действовало не только «кнутом», но и пряником – была запущена масштабная социальная программа мотивации рождаемости и ухода женщин с работы в семью. Новобрачным, если молодая жена не работала, выдавалась ссуда, равная годовому доходу мужа. При рождении каждого ребенка государство «списывало» 25% долга. После рождения четверых детей ссуда считалась погашенной, а мать получала высшую женскую награду – Почетный крест немецкой матери.

Геббельсы (1942). Вверху слева направо: Хильда, Харальд, Хельга. Внизу слева направо: Хельмут, Хедда, Магда, Хейда, Йозеф и Хольда

«Идеологическая машина» также работала на полную мощь. Символом немецкой женщины стала Магда Геббельс – жена ближайшего соратника фюрера Йозефа Геббельса, мать шестерых детей. Высшее руководство Германии брало «шефство» над семьями. Так, лично у Гитлера было 2,5 тысячи подшефных матерей, которые были отобраны из шести тысяч претенденток. Все они получили значимые социальные льготы.

Справка: После смерти Гитлера Магда Геббельс собрала всех шестерых детей. Семейный доктор сделал им укол снотворного, и Магда вложила каждому из них в рот ампулу с ядом. После этого чета Геббельсов свела счеты с жизнью. У Магды остался еще один ребенок – сын от первого брака Харальд Квандт. Молодой человек жил с матерью и воспитывался отчимом. Но в роковой момент был в другом месте. «Будь верен! Себе, своему народу, своей стране», - написала Магда в короткой предсмертной записке сыну. Отчим адресовал пасынку развернутое трогательное письмо с наставлениями. Отец Харальда – миллионер Гюнтер Квандт – получал во время войны от Геббельса выгодные заказы на производство маузеров и зенитных снарядов. Дети Харальда владеют концерном БМВ.  

Коллективные алименты

Наиболее одиозным из всех демографических проектов нацистской Германии стала программа «Лебенсборн» (с немецкого - «источник жизни») – сеть заведений для рождения и воспитания чистокровных арийских детей. Идеологом стартовавшей в 1936 году программы стал Генрих Гиммлер, а лозунгом – призыв «Подари ребенка фюреру».

Было две категории домов сети «Лебенсборн»: дома матери и дома ребенка. Всего в Германии их было 23. Дома матери принимали беременных незамужних женщин, обеспечивая им комфортный быт и высококачественное здравоохранение – благодаря чему в домах «Лебенсборна» младенческая смертность была вдвое ниже, чем в целом по Германии. После родов мать могла или забрать ребенка, чтобы воспитать его самой (и тогда ей оказывалась материальная помощь). Или - что происходило чаще всего –оставить младенца в доме ребенка на усыновление. Проблем с усыновителями не было – приемные родители получали полную гарантию того, что ребенок будет здоровеньким и от хороших родителей. Рожать в «Лебенсборн» принимали далеко не всех. Кандидатура матери проходила тщательную проверку на здоровье и «чистоту крови». Отцом ребенка должен был быть офицер СС (кстати, офицеры СС платили взносы на финансирование программы –своеобразные коллективные «алименты»). В итоге одобрение на роды в «Лебенсборне» получали не более 40% от всех претенденток.

С началом войны программа «Лебенсборн» расширила свою деятельность.  Дома матери стали открывать в завоеванных странах – Норвегии, Дании, Польше, Бельгии и Франции. «Лебенсборн» принципиально не было сетью «борделей» для СС. Отношения строились отдельно, женщина приходила туда, уже будучи беременной. Но критерии приема оставались неизменными – отец - офицер СС и здоровая мать, соответствующая критериям арийки.

Дома ребенка сети «Лебенсборн» также расширили свой функционал – и стали принимать «на онемечивание» детей с оккупированных территорий. Ведь «чистокровное арийство» определялось не по этнической принадлежности, а по набору внешних признаков. Их было около 30, в том числе цвет волос, глаз, форма черепа и т.д. Известен случай, когда в 1942 году после разгрома отряда партизан в Словении все дети партизан младше пяти лет были признаны принадлежащими к «расе господ»» (белокурые малыши-славяне прошли жесткий отбор). Остальных расстреляли. По свидетельским показаниям, с территории СССР в дома ребенка поступило минимум 5 -10 тысяч детей.

Анни-Фрид Лингстад, солистка шведской группы ABBA - самый известный ребенок «Лебенсборна»

Презумпция виновности

Всего по экспертным данным через сеть «Лебенсборн» прошло от 50 до 300 тысяч детей. Но точное количество сейчас уже установить невозможно – почти все архивы «Лебенсборн», намеренно или случайно, были уничтожены. Судьба немногих известных «детей Лебенсборна», которых успели усыновить в Германии, ничем не отличалась от судьбы их сверстников - те же радости и невзгоды. А вот для многих, кого усыновить не успели – утеря архивов, возможно, стала спасением. Отношение жителей оккупированных стран к «детям Лебенсборна» было крайне неоднозначным. Ненависть к фашизму заставляла людей забыть о жалости. В бельгийском доме «Лебенсборна» еще во время оккупации в 1943 году был задушен новорожденный малыш – естественно, все санитарки были арестованы и подвергнуты страшным пыткам (виновный найден не был). В Норвегии – единственном месте, где полностью уцелели архивы, - все имена 12 тысяч рожденных детей и их матерей были восстановлены. И все они с 1945 до 1999 год подвергались жесточайшему гонению на государственном уровне. Вплоть до того, что женщины, переспавшие с офицерами СС, и дети, рожденные от этих связей, официально были объявлены слабоумными. И здоровые люди годами проходили принудительное лечение в психбольницах. Только в 1999 году под давлением мировой общественности гонения официально прекратились, а премьер-министр Норвегии принес официальное извинение за допущенную несправедливость.