В каких странах лучше скрывать, что вы из России

Свобода путешествовать по всему миру подарила россиянам не только огромные возможности, но и определенные проблемы. Внезапно выяснилось, что отнюдь не везде к нам относятся дружелюбно, причем, как это ни парадоксально, самыми проблемными оказались так называемые друзья, а отнюдь не те страны, которыми нас пугали долгие годы.

Существует список стран и территорий, где не всегда имеет смысл сообщать окружающим о своем гражданстве.

Западная Украина всегда тяготела к Польше, а в свете последних событий и вовсе нервно относится к России. Если в начале украинского переворота 2013-14 годов во Львове подчеркивали дружелюбное отношение к русскоязычному меньшинству (скажем, местное издательство впервые с советских времен выпустило книгу на русском языке), то вскоре ситуация радикально изменилась.

В крупных городах – помимо Львова это Ужгород и Тернополь – риски невелики, а вот в мелкие населенные пункты на машинах с русскими номерами заезжать точно не рекомендуется, да и разговаривать между собой лучше на каком-нибудь другом языке. По мере ухудшений отношений между странами негатив к России, впрочем, распространяется все дальше на Восток.

Объявление на одном из магазинов в польской глубинке: «Не обслуживаем россиян»

Польша традиционно холодно относится к России – «извечному спору славян между собою» много сотен лет. Гибель в России президента Польши Качиньского также не добавила полякам любви к нашей стране. И хотя сейчас у двух стран внезапно появился общий противник – та самая Западная Украина, – так просто многолетние проблемы не решаются. На всех голосованиях в Евросоюзе и НАТО Польша последовательно демонстрирует самые жесткие взгляды относительно России. В городах, далеких от туристической отрасли, русских могут не обслужить в кафе или магазине. При этом с Белоруссией у поляков нормальные отношения.

Примерно так же складываются отношения с прибалтийскими странами – традиционно близкими Польше Латвией, Литвой, Эстонией. Даже в советские времена здесь могли «не понять» русскую речь, а уж на рубеже 1980-90-х говорить по-русски во многих районах стало небезопасно для здоровья и жизни. Но с годами напряженность поутихла: прибалты поняли, что с русскими гораздо выгоднее сотрудничать. И несмотря на агрессивный тон официальной пропаганды со всех сторон, на балтийских курортах сейчас говорят по-русски.

Румыны, которые, по Ильфу и Петрову, ограбили и отправили обратно в СССР несчастного Остапа Бендера, не питают ни малейшей любви к России. Ведь именно она стоит на пути присоединения Молдавии к «большой Румынии». Одни считают это подготовкой захвата, другие – воссоединением нации. Приднестровская проблема, до которой Румынии вроде бы не должно быть никакого дела, также вносит свою лепту в напряжение между народами.

Сильнее всего не любят русских на территориях, подконтрольных радикальному исламу. Борьба СССР с исламистами началась еще в 1979 году, потом последовали чеченские войны (где федеральным войскам противостояли экстремисты со всего мусульманского мира) и, наконец, операция в Сирии. Теракты на территории России лишь усилили противостояние русской цивилизации и, скажем так, экстремистской контркультуры. Впрочем, посещение этих территорий, как правило, либо невозможно, либо сопряжено с большим риском, уже не зависящим от вашего происхождения.

Что интересно, в самой России никаких предубеждений против тех или иных наций из «дальнего зарубежья» попросту не существует. Да и проблема «нелюбви к русским» за рубежом в целом преувеличена. В огромном количестве стран, которым когда-то помогал СССР, к России относятся тепло. Особенно это заметно в Латинской Америке. Так что друзей у нас куда больше, чем недоброжелателей.