Сброд, Пердло и другие странные и нелепые исконно русские имена

Болванъ Скрипицынъ - это не ругательство, а имя!

Современные родители превратили поиски имени для собственного чада в процесс, от исхода которого порой хватаются за сердце сотрудники загсов. Год от года нарастает интерес и к “самым настоящим» русским именам. Именно такие имена, а не то, что за них принимают, исследовал замечательный ученый Николай Тупиков. Решайте сами, готовы ли вы назвать своего сына по исконно русской традиции.

Скриншот страницы словаря Тупикова

 

Что под руку попалось

Справка: То государство, которое отечественные историографы называют «Древней Русью», существовало не в античном мире, а в самое что ни на есть Средневековье и даже местами Возрождение. Пока Данте дописывал «Божественную комедию», Михаил Ярославич Тверской интриговал против Москвы и изобретал термин «великий князь всея Руси».

Из Древней Руси до нас дошли - как исконно русские - двучленные (двукорневые) аристократические имена: Владимир, Святослав, Всеволод и так далее. Это по-своему логично, история сохраняет имена князей, а не смердов. Но можете быть уверены: в новгородских дворах XII века не играли ни Вовы, ни Севы, ни Славы.

Именем нового человечка в простой семье могло стать практически любое слово. «Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии», – говорил Антон Чехов, но это же верно и для имен русской древности! В дохристианские времена человеку гораздо чаще давали новое прозвище, чем уже существовавшее имя. Вот подлинные, не декоративные мужские имена, взятые наугад из «Словаря древнерусских личных собственных имен» Николая Тупикова:

Армяк, Бабка, Балуй, Баланда, Баран, Береза, Бык, Беда, Гиря, Гоголь, Гуляй, Дичко, Дубина, Дед, Жолудь, Зой, Калинка, Калуга, Корова, Крик, Лада, Лопата, Лох, Мазай, Масло, Мороз, Мять, Неделя, Нос, Обида, Пердло, Пес, Пинега, Погоня, Петух, Работа, Рай, Рожа, Русалка, Сапог, Сброд, Смерд, Сорока, Серко, Титька, Трясисолома, Умойся-грязью, Хмель, Цыбуля, Чермной, Черт, Чура, Шестой, Шея, Шило, Шиш, Ячмень.

К имени часто присоединялось прозвище, позднее перешедшее в фамилию. Настоящих, а не лубочных русских людей звали Ждан Попка, Хмара Левощ, Томилко Слепой, Добрыня Долгой, Темная Деньга, Треня Ус, Язык Мошна, Тонкий Скоморох, Шушило Швец, Упырь Лихой.

Жильё восточных славян. Источник: wikimedia.org

 

Семь лет без имени

У славянских аристократов имя часто давалось не при рождении, а в возрасте примерно семи лет, когда у человека уже проявлялся характер. Было два принципа выбора имени: по качествам, которые наиболее заметны в ребенке, и, наоборот, по чертам характера, которые родители хотели бы в нем увидеть. Во втором случае имени, как видим, придавался определенный мистический оттенок. А поскольку времена были отнюдь не мирными, многие имена носили откровенно агрессивный характер, были связаны с войной, захватами, насилием, властью.

Нет ничего доброго в именах Владимир («владеющий миром»), Казимир («разрушающий мир»), Всеволод («владеющий всем»), Мстислав («славный мститель»), Святополк («священное воинство»), Ярослав («обладающий яркой славой»). Другое дело – Любомир, Богуслав, Девятиглаз, Гостомысл («гостеприимный»), но такие имена были в явном меньшинстве.

Прозвища тут давались по большей части уважительные, причем в фамилии они не переходили, каждый следующий князь или боярин получал собственный неофициальный титул. Князей звали либо по городу, где они правили, либо по каким-то другим признакам. Сохранились самые разнообразные примеры: Храбрый, Большое Гнездо, Красно Солнышко, Окаянный, Мудрый, Полоцкий, Вещий, Старый, Темный. Неофициально, а иногда и официально эта традиция сохранилась вплоть до падения монархии: вспомните Екатерину Великую, Николая Палкина, Александра Освободителя, Николая Кровавого (что не мешает ему быть святым православной церкви). Было у князей еще одно отличие от смердов – право на отчество. Велика ли честь слыть сыном Хмары Левоща? А вот князья, куда ни плюнь, – Ярославичи, Святославичи, Владимировичи, Ольговичи.

Источник: wikimedia.org

 

Из каких Шуйских будете?

Крещение Руси в конце X века, конечно, не могло в одночасье изменить традиции; собственно, мы и сейчас видим в русской номенологии смешение христианских, европейских и языческих следов: так, старательно перечисляющая отцов и иных предков Библия ничего не знает об отчествах. Скажем, министр юстиции РФ Александр Владимирович Коновалов носит древнее греческое (с точки зрения Руси – христианское, ведь у нас и вера – «греческая») имя, древнерусское аристократическое отчество и плебейскую фамилию, образованную от рода занятий в незапамятные времена. Впервые прозвище Коновал встречается в XVII веке, но нет сомнений, что ему на несколько сот лет больше, просто, как уже говорилось, простонародные клички редко попадали в письменные источники.

Борьба «старого с новым» до их гармоничного слияния продолжалась добрых семь веков. «Болванъ Скрипицынъ, Переяславский помещикъ», носил это имя еще в 1580 году, под занавес времен Иоанна IV Грозного. Полностью запретил прозвища только Петр I Великий в XVIII веке. При нем же начался процесс вымывания унизительных фамилий, замена их на более благозвучные. Вторая волна этого «перефамиливания» пошла после 1861 года, когда паспорта стали получать бывшие крепостные, у которых, конечно, хватало самых странных прозвищ. Освобожденные крестьяне, кстати, старались брать фамилии бывших хозяев, так что не каждый Шуйский или Вяземский принадлежит к древнему русскому роду: возможно, его предки просто выносили горшки за знатью.

Крещение князя Владимира Красно Солнышко. Источник: noteru.com

 

* * *

Приход христианства открыл России святцы, в которых доминировали греческие, еврейские, реже латинские или западноевропейские имена. Было там много труднопроизносимой экзотики, она со временем отпала, так что нам остались удобные, универсальные международные имена Сергей, Павел, Михаил, Максим, Степан, Иван, Виталий, Илья, Василий, и мы совершенно не скучаем ни по Шилу, ни по Лопате.