Что ждало пленных немцев в американских лагерях смерти

eb5ck42k
Фото: wikimedia.org
По завершении Второй мировой в плен к советским и англо-американским войскам попало более 5 миллионов немецких военных

Об их судьбе в Советском Союзе написано немало. Более 35 процентов так и не вернулись из советских лагерей. Однако, как говорится – сами напросились.

Гораздо меньше известно о том, что происходило со вчерашними солдатами Гитлера, сдавшимися англо-американским экспедиционным силам.

Пропавший миллион

Общеизвестный факт, что на завершающем этапе войны и командный состав, и рядовые вермахта делали все возможное, чтобы не попасть в руки «советов». Целые подразделения с боями прорывались за запад; те, кому повезло воевать за Рейном, толпами сдавались янки.

Сколько именно немцев успело убежать в «цивилизованный» плен, доподлинно неизвестно. По данным военной полиции экспедиционных сил союзников, в конце мая 1945-го в плену находилось 1 890 000 немецких военнопленных и 1 200 000 «разоруженных врагов». Однако американское командование отчиталось о пленении 2 878 537 военнослужащих Германии и разоружении еще одного миллиона солдат и офицеров. Куда же делись 900 000 капитулянтов?

По мнению одних историков, разница возникла в результате ошибочного подсчета пленных, по мнению других – эти немцы были уничтожены в лагерях смерти, созданных американцами.

Один из лагерей для немецких военнопленных с высоты птичьего полета. Фото: en.wikipedia.org
Один из лагерей для немецких военнопленных с высоты птичьего полета. Фото: en.wikipedia.org

Горе побежденных

На территории самой Германии для приема пленных было открыто 19 лагерей. Впрочем, назвать эти пункты содержания людей лагерями можно только условно: квадраты полей, оплетенные колючей проволокой. Каждый сектор был рассчитан на 5 – 10 тысяч человек, однако в действительности в них загоняли по 10 -15 тысяч. Для заключенных не строилось никаких бараков, здания возводились только для администрации и хозяйственных нужд.

Женский сектор лагеря для военнопленных у Регенсбурга. Фото: en.wikipedia.org
Женский сектор лагеря для военнопленных у Регенсбурга. Фото: en.wikipedia.org

Пленники месяцами жили под открытым небом, многие копали в земле норы. Некоторым достались палатки, большинству же приходилось спать на голой земле. Еду и даже воду давали раз в два-три дня.

«Нас только охраняли, - вспоминал бывший солдат вермахта Михаэль Прибке, содержавшийся в лагере у Коблинца. - Все узники спали под дождем, на ветру, лежа в грязи, как свиньи. Правда, свиней хоть кормят! Иногда привозили еду - давали по картофелине в день. Позже я встретил своего дядю, и он рассказал: а знаешь, в Берлине русские кормили немцев кашей из своих полевых кухонь! Это меня очень удивило».

Из-за тяжелых условий с первых же недель заключенные стали умирать от обезвоживания, голода и дизентерии. В сентябре пошли дожди, истощенные люди массово погибали от холода и простуды.

«Я думаю, каждый в России видел съемку концлагерей СС, – отмечал 65 лет спустя Прибке. - Немцы обращались с русскими нечеловечески, чудовищно. И я могу понять ваших солдат, если они не миндальничали с нами. Но что мы сделали американцам, если те попросту морили нас голодом, словно крыс?»

Справка: По официальным данным, в англо-американских лагерях погибло всего 10 тысяч немецких военных. Однако по независимым оценкам, жертвами лагерной политики западных союзников стали до миллиона пленных. Этой точки зрения, в частности, придерживается канадский исследователь Джеймс Бак. Первый послевоенный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в свое время спрашивал представителей Госдепартамента США: куда делись 1,5 миллиона пленных? «Они не вернулись домой!» – возмущался немецкий политик. Вашингтон так и не дал ответа на этот вопрос.

Перевоспитание в концлагерях

Впрочем, не все было так однозначно, как можно заключить по воспоминаниям выживших немецких солдат. Гитлеровский рейх был страшным государством, и, как показали первые послевоенные месяцы, многие из солдат вермахта действительно не понимали этого. Американцы же быстро разобрались в ситуации и принялись исправлять ее, – надо признать, весьма эффективными методами.

Одной из самых действенных мер оказались экскурсии в концлагеря и работы по захоронению умерших узников.

Документальные фильмы также производили глубокое впечатление на вчерашних пехотинцев, танкистов и летчиков. Многие из этих людей впервые смогли взглянуть на темную сторону режима, за который шесть лет проливали свою и чужую кровь.

Не испытывали теплых чувств к немецким военным и жители оккупированных стран. В голландском городе Антверпен пленных немцев и коллаборационистов (пособников нацистов из числа местных жителей) посадили в клетки зоопарка, разместив их между вольерами с выжившими животными.

Во Франции, Бельгии и Голландии военной полиции приходилось защищать пленников от ненависти гражданского населения. Плевки, издевательства и пощечины были обычным делом. Наибольшее количество унижений доставалось вчерашним покорителям Европы во время уборки улиц и разбора завалов в городах, где в течение многих лет они были у власти.

Последний вопрос войны

Иногда на фоне ужасов и жестокости первых послевоенных месяцев разыгрывались масштабные трагикомические ситуации. Именно так получилось с попыткой союзного командования разделить пленных по этническому признаку.

Дело в том, что в вермахте служили не только немцы, но и австрийцы, поляки, чехи. Союзники рассудили, что чистопородные фрицы будут самой беспокойной категорией военнопленных. От них ожидали бунтов, саботажа и побегов. Представители же других этнических групп рассматривались как более спокойный контингент. Было решено выслать часть немцев в США, а пленников других национальностей отправить в Великобританию.

Пленным раздали анкеты и приказали указать этническую принадлежность. Естественно, огромное количество арийцев тут же переквалифицировались в поляков, тирольцев и прочих не-немцев.

Ситуация принципиально изменилась после того, как свежеиспеченные представители нацменьшинств узнали, что немцы поедут в солнечный Техас, а они отправляются в промозглую Шотландию. Дело дошло до того, что на сортировочных пунктах многие умники стали срывать с себя бирки и прорываться в сектора, выделенные для сбора этнических немцев. Союзники от такого поворота ситуации сначала опешили, а затем решили проблему предельно простым способом: без всяких анкет, пинками и тычками разогнали пленников по кораблям. Для некоторых отправка за океан оказалась чем-то вроде выигрыша в лотерею.






Уроки придуманной истории. С шашками на танки, изнасилованные немки, блокадные пирожные и другие мифы о войне, прочно вбитые в головы
Самые известные цитаты из дневника Анны Франк — девочки, которая два года жила в убежище во время Второй мировой войны