Шесть женщин, которые жили и умерли как настоящие мужчины
О женщинах – «первопроходицах» в чисто мужских профессиях любят вспоминать 8 марта, причем в основном об одних и тех же: Валентина Терешкова, Александра Коллонтай, Софья Ковалевская… Но их намного больше, и они появляются даже в наше время, когда повальное равноправие уже начало слегка приедаться.
Критик за штурвалом
Красивая и успешная журналистка нью-йоркского журнала Leslie's Illustrated Weekly Гарриет Куимби (1875-1912) пользовалась огромным успехом у своих читателей. Она работала в журнале с 1903 года, с изяществом и талантом описывая новости и театральные постановки.
Но всё изменилось в 1910 году на авиационном турнире. Гарриет делала снимки для журнала и познакомилась с Джоном Мойсантом, директором лётной школы и одним из самых известных лётчиков Америки. Самолёты и мистер Мойсант произвели на журналистку огромное впечатление, и она решила научиться пилотировать самолёт.
Окончив через год лётную школу, она стала первой в истории женщиной, имеющей лицензию на пилотирование. Всего же в Америке в то время было 48 летчиков с подобными правами.
Гарриет установила новую «моду» не только в авиации. Она сконструировала для себя авиационный костюм, за что получила прозвище «Пурпурная дива авиации». Но не только цветом поразила она коллег. В то время дамам считалось неприличным носить мужской авиакостюм, а женских тогда ещё не придумали. И мисс Куинби нашла изящный выход: комбинезон в полёте служил брюками, а при выходе лётчицы из кабины одним движением элегантно превращался в юбку.
Всё потопил «Титаник»
О красивой и смелой женщине заговорили в Нью-Йорке, однако Гарриет хотелось известности, и она подала заявку на участие в авиасалоне в Мехико, а в 1912 году задумала рискованное мероприятие – перелёт над Ла-Маншем.
Апрельская погода огорчала ненастьем и туманами, но всё же 16 апреля Гарриет совершила успешный перелёт над Ла-Маншем и выполнила задуманное. Однако история – дама весьма коварная, говорили об этом полёте намного меньше, чем хотелось бы отважной лётчице.
Дело в том, что все газеты и журналы были заняты обсуждением катастрофы «Титаника», произошедшей практически в то же время. На достигнутом Гарриет не остановилась, и продолжала радовать читателей репортажами о путешествиях, новостях авиации, да и о театральных постановках она не забывала.
Летом 1912 года она приобрела двухместный самолёт, о котором мечтала уже несколько лет. 1-го июля на новом аэроплане она выступала на авиасалоне в Квинсби. При выполнении одной из фигур самолёт по неизвестной причине перевернулся. Ремней безопасности в конструкции тогда предусмотрено не было, Гарриет и её пассажира выбросило из кабины, оба погибли.
Еще пять полузабытых женщин с мужским характером
Ада Лавлейс (1815-1852)
Ада Лавлейс могла бы быть широко известна даже как единственный «законный» ребенок знаменитого поэта лорда Байрона. Но она никогда не видела своего отца и, видимо, поэтому не унаследовала его дар. Зато обладала ярко выраженным математическим складом ума и принимала участие в создании первых вычислительных механизмов (компьютеров), а также стала автором языка для своего детища. В честь Ады Лавлейс один из языков программирования в 1979 году назван АДА, а свой профессиональный праздник все программисты отмечают в её день рождения – 10 декабря.
Мирра Сахновская (1897-1937)
Первая женщина-слушательница Академии Генштаба, первая и единственная в СССР еврейка – генерал. Мирра Сахновская была участницей Гражданской войны, присутствовала на 10-ом съезде РКП(б) в качестве гостя, участвовала в штурме Кронштадта. В 1924 году была командирована вместе со своим мужем в Китай в качестве военного советника, преподавала там в военной школе и занималась вопросами разведки. Будучи беременной, читала лекции в китайской военной Академии. В 1930 году ей присвоили звание комдива, соответствующее сегодня званию генерал-майора. До 1937 года Сахновская вела работу по организации партизанского движения в подготовке к будущей войне. Арестована за вредительство и расстреляна.
Анна Щетинина (1908-1999)
Первая в мире женщина – капитан дальнего плавания. Окончив техникум, получила специальность штурмана. За шесть лет прошла путь от простого матроса до капитана крупного судна в Дальневосточном морском пароходстве. На капитанский мостик своего первого океанского корабля «Чавыча» она встала, когда ей было всего 27 лет. А морю она отдала больше 50 лет своей жизни, написав несколько учебников, обойдя все океаны мира. Она была капитаном на 15 судах, на одном из них - «Охотске» - совершила кругосветку.
Анна Межлумова (1914 – неизв.)
Первооткрыватель высокооктанового бензина. Весной 1945 года в лабораторию одного из крупнейших заводов нефтехимии в Волгограде была направлена группа специалистов. Перед ними была поставили задачу – создать высокооктановый бензин. Начальником лаборатории стала Анна Ильинична Межлумова. «Королева бензина» — так звали её сослуживцы. Она круглыми сутками не снимала фартук в машинном масле. И в итоге СССР получил бензин с нужным октановым числом. У Анны Межлумовой 24 патента в области нефтехимии. Последнее упоминание – интервью от 2006 года, когда женщине было 92.
Марибель Домингес (род. в 1978 г.)
ФИФА запретила девушке играть за мужскую футбольную команду, которая предложила Марибель контракт. Уже в детстве она выдала себя за парня играла со сверстниками на окраине Мехико. Только через 10 лет партнёры, увидев снимок женской футбольной команды, узнали, что Марио – вовсе не мальчик. В 1999 году нападающий Марибель Домингес квалифицировалась на женский чемпионат мира в США с командой Мексики, играла за «Атланту Бит», участвовала в 2004 году в Олимпиаде в Афинах, дойдя четвертьфинала. В 2005 году пыталась перейти в мужской клуб «Селайя» ради более высокой зарплаты.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов