Как Екатерина II «убивала» своего сына
Красивая фраза о том, что Павел I пробыл на троне 4 года, 4 месяца и 4 дня, не совсем правда. Дней было чуть побольше, но пребывание Павла у власти, да и, пожалуй, вся его жизнь были настолько неудавшимися, что вполне оправдано желание поставить на всем «роковую» печать.
СПРАВКА: Чехарда с престолонаследием в России возникла еще со смерти Алексея Михайловича, отца Петра I и еще множества детей. Сначала царевна Софья пыталась «подвинуть» законных наследников, малолетних Петра и Ивана. Выросший Петр отвез сестрицу в монастырь. Его собственный сын Алексей был осужден и как-то странно умер, остались дочери Анна и Елизавета. Перед смертью Петр произнес «Корону отдайте…» и испустил дух. Власть перешла к его вдове Екатерине I, бывшей маркитантке. После ее смерти в России началась эпоха дворцовых переворотов, в конце концов гвардия «на штыках» водворила на трон Елизавету Петровну.
Сладкая парочка
Ребенок не выбирает себе родителей, мать и отца Павлу подобрала императрица Елизавета. У нее не было детей, и она присмотрела на российский трон своего племянничка, которого впоследствии назвали по-русски Петром III. Юноша до 14 лет благополучно жил в голштинском городе Киле и звался Карл Петер. Россию и всё русское он не любил, если не сказать грубее.
Совершенно иной была Екатерина II, которую тоже выбрала Елизавета, – в невесты наследнику, увидев ее портрет. Она родилась в прусском Штеттине и носила имя София-Августа-Фредерика, или Фике. Семья была хоть и родовитой, но не богатой. Поэтому выбор Елизаветы юная Фике и особенно ее мать восприняли как божий дар, стремясь выжать из него всё возможное.
Едва приехав в Россию, будущая императрица старательно изучала русский язык и постигала православие. Она была твердо намерена «понравиться Елизавете, мужу и народу» и уже тогда мечтала управлять незнакомой, но такой влиятельной страной. К браку с Петром III она относилась как к суровой необходимости. Юный наследник развлекался тем, что в своих покоях играл в куклы или вешал живых крыс. Детей у них не было целых 10 лет.
Даже когда 20 сентября 1754 года Екатерина родила Павла, ходили слухи, что мальчонка прижит ею от одного из любовников – красавца Сергея Салтыкова. Хотя потом Павла называли самым некрасивым человеком империи.
В любом случае сын только мешал честолюбивым замыслам Екатерины. По закону Павла I следовало объявить наследником сразу по смерти Елизаветы Петровны в 1761 году, но после кончины старой императрицы очень быстро умер и Петр III, до сих пор точно не известно, от чего. Зато Екатерина забрала всю власть в свои руки и как-то легко игнорировала законного наследника и после его совершеннолетия.
Просто псих
Маленьким Павлом занимались не родственники, а наставники. Первый – дипломат Ф. Д. Бехтеев, который поклонялся военной муштре. Он додумался выпускать газету, в которой просто-напросто «стучал» на крохотного инфанта. Затем Павел перешел под надзор Никиты Панина, поклонника идей Просвещения.
Детей подрастающий император видел только на «машкерадах». В уединении он читал Сумарокова, Ломоносова, Державина, Расина, Корнеля, Мольера, Сервантеса, Вольтера и Руссо. Как и положено приличному «царевичу», он владел несколькими языками, изучал астрономию и философию, занимался фехтованием, умел танцевать. В общем, был вполне неплохо образован. Уединенный образ жизни рождал в мальчишеской голове мечты о рыцарях. Позже он превозносил Мальтийский орден и собирался присоединить Мальту к своей империи.
Чтобы сын не мозолил глаза, Екатерина отписала уже 30-летнему Павлу Гатчинское имение, которое раньше принадлежало ее фавориту Григорию Орлову. К этому времени Павел больше всего на свете полюбил военный уклад. Через знаменитые гатчинские учения прошли видные государственные и военные деятели Н.В. Репнин, А.А. Беклешов. М.И. Кутузов. В Гатчине отрабатывались артиллерийский и штыковой бои, форсирование водных преград и еще много чего необходимого.
В заслугу Павлу I можно поставить и выдвижение М.М. Сперанского, благодаря которому позже состоялось «дней Александровых прекрасное начало», а сын Павла, Александр I, пользовался большой поддержкой у прогрессивных современников.
Но все хорошее в большом свете как будто не замечалось. Наоборот, придворные Екатерины II из кожи вон лезли, чтобы рассказать новый анекдот о наследнике, подчеркнуть, что он ненормальный.
Русский со словарем
Жизнь никогда не щадила Павла. Его первая жена Наталья Алексеевна (принцесса Вильгельмина Гессен-Дармштадтская) умерла при первых родах вместе с младенцем. В том же году 1776 году Павлу нашли новую жену — Софию-Доротею Вюртембергскую, перекрещенную в Марию Федоровну. Хотя бы этот брак был счастливым. Молодая царица была прилежной и очень экономной: сама перешивала для своих младших детей старенькие платьица.
Павел I дождался короны только после смерти маменьки в ноябре 1796 года, а коронован был в апреле 1797 года. Это было первое в истории Российской империи совместное коронование императора и императрицы. Тогда же был издан новый указ о престолонаследии, после которого до революции 1917 года трон переходил из рук в руки относительно предсказуемо.
Павел так не любил свою маменьку, что после ее смерти стремился устроить всё по-своему. За четыре с небольшим года он подписал более 2250 законодательных актов, 5614 именных указов и отдал 14207 приказов по армии. Екатерина за 30 с лишним лет царствования «ограничилась» шестью тысячами документов.
Крепостные были благодарны новому императору за отмену разрешения продавать крестьянские семьи в розницу. Дворяне невзлюбили Павла за отмену привилегий и введение телесных наказаний за тяжелые проступки. В 1800 году Павел попытался облагородить и «русифицировать» собственных дворян: запретив ввоз иностранных книг, он стал отправлять недорослей за границу для получения образования. Пришлось переучиваться с французского на родной со словарем.
А уж военные – те просто негодовали. В своей книге «Русская армия в год смерти Екатерины II. Состав и устройство русской армии» французский эмигрант на русской службе генерал граф Лонжерон пишет, что «русские кавалеристы едва умеют держаться в седле».
«Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился, — как бы продолжает мысль Лонжерона граф Е.Ф. Комаровский; — при императрице мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрут».
Павел I ввел уголовную и личную ответственность офицеров за жизнь и здоровье солдат, запретил высшим чинам отпуск более 30 дней в году и, наоборот, ввел 28 дней отпуска для нижних. Офицерам запретили делать долги, солдаты не должны были привлекаться к работе в имениях, им разрешили жаловаться на злоупотребления командиров.
Ну как это можно было пережить?!
СПРАВКА: До нашего времени живы нововведения Павла I в армии. Казармы для размещения войск; церемонии, которые сегодня называются «развод караула», а также особый, «печатный» армейский шаг; он основал первое военно-инженерное подразделение, картографическую, фельдъегерскую и кинологические службы. Павел перевел знамена и штандарты в разряд полковых святынь, установил торжественную церемонию освящения, порядок вручения полкам, принятие присяги под полковыми знаменами; впервые в Европе ввел награждение солдат.
Не сдал работу над ошибками
Промахи Павла рассматривались под микроскопом и его современниками, и в последующем. Он вообще долгое время считался каким-то чокнутым персонажем на российском троне. Но ему не удалось сделать работу над ошибками. Особенно непопулярным был его союз с Наполеоном. Появился замысел объединить флоты Франции, России, Дании и Швеции – это нанесло бы смертельный удар англичанам, всегда наживавшимся на войнах в Европе. К коалиции примкнули Пруссия, Голландия, Италия и Испания. Ещё недавно одинокая Франция теперь оказывалась во главе мощного военного «кулака».
Тут же британский посол Уитворт строчит: «Император буквально с ума сошел… С тех пор как он вступил на престол, психическое расстройство его стало постепенно усиливаться…». Постепенно возник заговор, во главе которого встал граф Пален.
Точно неизвестно, знал ли о нем будущий Александр I, но отец ему тоже мешал: с юности парень метался между бабушкой и родителем, стремясь угодить каждому. Павел не доверял сыну. Интересно, что, по свидетельствам, впоследствии Александр «обнаруживал гуманность и кротость в обращении с подчиненными», видимо, заискивая перед всеми. Собрания заговорщиков проходили в доме Ольги Жеребцовой, близкой подруги Уитворта.
Павла задушили в выстроенном им Михайловском замке, в Петербурге, в ночь на 12 марта 1801 года. Великие князья Александр и Константин истово побожились маменьке, что знать не знали ни о чем. Архивы заговорщиков тут же были выкуплены царской семьей и уничтожены.