С каждым днем в России продается все больше товаров и услуг по интернету, без визита покупателя в магазин. Удобство для обеих сторон налицо: продавец не тратится на аренду и содержание торгового зала, клиент может вообще не выходить из дома. Однако, заказывая что-то «через интернет», необходимо знать основные подводные камни этого бизнеса
С каждым днем в России продается все больше товаров и услуг по интернету, без визита покупателя в магазин. Удобство для обеих сторон налицо: продавец не тратится на аренду и содержание торгового зала, клиент может вообще не выходить из дома. Однако, заказывая что-то «через интернет», необходимо знать основные подводные камни этого бизнеса.
Связываться с зарубежными онлайн-магазинами рискуют не все: отпугивают долгий путь посылки и невозможность лично решить возникающие проблемы. Российские магазины несколько дороже, но намного надежнее: все они, по крайней мере в теории, имеют юридическое лицо, офис, менеджеров – есть с кого спросить. Поэтому случаев откровенного мошенничества не так уж много; основным типом обмана является продажа некондиционных товаров или некачественных услуг. Если магазин на рынке достаточно давно, вероятность подобного происшествия невелика. Следите за тем, чтобы в разделе «О нас» были четко указаны данные продавца (полное название, юридический и физический адреса, ОГРН, ИНН) – и все будет хорошо.
Однако, даже формально соблюдая законы, некоторые магазины пытаются получить дополнительную выгоду, не связанную с непосредственной продажей товара.
Наиболее популярным и, главное, сравнительно честным способом обмана клиентов является получение денег по предоплате, неисполнение обязательств и последующая волокита с возвратом средств. Королями этого бизнеса являются продавцы купонов: ведь так просто объявить о продаже новых айфонов с существенной скидкой за несколько месяцев до их выхода (магазин BigBuzzy, ныне покойный), прокрутить деньги и потом долго, со скрипом их возвращать. Но и продавцы вполне обычных товаров и услуг предпочитают получать деньги, а не возвращать их.
Вспоминается магазин «Закажи» (zakazi24). У его менеджеров была замечательная привычка: получить деньги за товар, несколько дней морочить голову с доставкой, а потом объявить, что данного товара нет в наличии – и можно выбрать аналогичный. Если же покупатель хотел просто вернуть свои деньги, это делалось лишь через три недели, при этом процент платежных систем никто, естественно, не компенсировал. Таким образом уважаемые владельцы Сергей Куц и Виктор Эмме получали множество мелких беспроцентных кредитов – достаточно было лишь держать на сайте несуществующие товары в заметных объемах. Правда, данный творческий подход не сильно помог господам – магазин разорился и был продан.
В существующем до сих пор интернет-магазине Bella-Rosa.ru сумели развить эту схему. Покупатель оплачивает доставку цветов (почему-то на номер пластиковой карты – это нарушение закона), курьер как бы едет, но в итоге не доезжает до места назначения, после чего покупателю всеми способами пытаются не вернуть деньги. Разъяренный покупатель, естественно, оставляет отрицательный отзыв на популярном сайте – и тут начинается самое интересное. Менеджеры или даже курьер пишут клиенту сообщения о том, что вернут деньги, только когда будет удален негативный отзыв.
Удивительно ли, что нарушающая столько законов контора скрывает данные о своем владельце – на сайте таковым числится некое «Агентство праздников "Князевъ"», ликвидированное еще в августе 2016 года.
По иному пути пошли в интернет-магазине ELC-Russia: продавать бракованный товар здесь любят гораздо больше, чем возвращать за него деньги. Покупатель не может выяснить этот вопрос по телефону – только имейл, по которому идет общение с анонимными менеджерами. Если же дают номер телефона отдела рекламаций, он не отвечает. Так что покупатель должен сам везти брак на Тимирязевскую улицу, искать в бизнес-центре хорошо спрятанную организацию, оформлять там возврат, потом получать деньги. При этом деньги за доставку некачественного товара покупателю вообще не возвращаются – это прямо написано на сайте магазинчика. Тем более никто не подумает компенсировать стоимость поездки с некачественным товаром до офиса продавца. Таким образом, как минимум служба доставки при любом раскладе остается в плюсе; кроме того, в случае мелкой покупки многие просто не поедут возвращать. На сайте написано, что «Все затраты по возврату товара ненадлежащего качества Продавец обязуется произвести за собственный счет», но это, судя по всему, касается только почтовой пересылки.
* * * Единственная защита от указанных схем – юридическая грамотность покупателя и его настойчивость. Во всех описанных случаях есть основания для подачи если не заявления в органы МВД (хотя в случае Bella-rosa.ru наблюдается состав преступления по ст. 163 УК РФ – «Вымогательство, шантаж»), то гражданского иска с требованием компенсировать все расходы, упущенную прибыль (например, если вы вынуждены были взять на работе отгул, чтобы разобраться в вопросе) и моральный ущерб, правда, в весьма скромном размере. Можете не сомневаться – суд почти автоматически примет вашу сторону, а скорее всего, виновники вообще предпочтут не доводить дело до суда.
* Все приведенные инциденты произошли с реальными людьми, которые готовы подтвердить вышеизложенные факты.