Помним, гордимся: Россия отмечает День памяти погибших подводников
Седьмого апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка (АПЛ) К-278 «Комсомолец», унеся жизни 42 членов экипажа. В этот день российские ВМФ отмечают День памяти моряков-подводников.
Дата отнюдь не праздничная и совсем не радостная, однако, следы именно таких событий в значительной степени отличают великие нации от всех прочих. Из почти 200 стран мира сейчас наберется едва ли десяток государств, которые имеют основания поминать своих граждан, павших в глубинах океана. Кроме русских исторические основания для этого есть только у немцев, американцев, британцев и, пожалуй, еще у японцев.
История подводного флота так же, как и развития авиации, освоения космоса, изучения полюсов – писана кровью первопроходцев, лучших людей своего времени.
Небоевые потери: почему подводники гибли в мирное время
Раз уж так вышло, что день памяти появился после техногенной аварии, а не военного эпизода, истории о гибели субмарин в бою логично отложить до другого раза. В послевоенные годы жертвами технических неисправностей стали почти два десятка советских и российских подлодок, из которых семь были атомными. Впрочем, и полностью мирным временем большую часть послевоенного периода не назовешь: «холодная война» была весьма специфической формой мира.
Список небоевых потерь советских ВМФ открыла дизель-электрическая С-117 «Щука». Затонувшая в 1952 году в Японском море. Точная причина и место последнего упокоения 52 подводников неизвестны до сих пор.
Четыре года спустя первую послевоенную потерю понес Балтийский флот: в ноябре 1956-го, столкнувшись с эсминцем в Суурупском проливе Балтийского моря, затонула субмарина М-200 «Месть». Из 34 членов экипажа спаслись всего шестеро.
Годом позже взорвавшийся дизель отправил на дно лодку М-256. Экипаж из 35 подводников погиб в полном составе. А в 1959-м из-за навигационной ошибки погибла субмарина М-252. Пытаясь уйти от тайфуна, она наскочила на рифы. Экипаж покинул гибнущий корабль, однако штормовые волны убили семерых подводников о прибрежные скалы.
В 50-е годы советские инженеры активно экспериментировали с дизельными и турбинными двигателями. В результате львиная доля ЧП приходилась именно на перспективные подлодки. Однако, как ни удивительно, большинство инцидентов закончились относительно благополучно; тонули в основном серийные корабли, выполнявшие рутинные задачи.
В год Карибского кризиса – 1962-м – в Баренцевом море затонул дизель-электрический ракетоносец С-80. Причиной стало поступление воды в двигатели через трубу-воздуховод – шноркель. Экипаж погиб в полном составе. Восемь лет спустя субмарину подняли со дна и разделали на металл.
В том же 1962-м во время техобслуживания взорвалась дизельная субмарина Б-37. В момент взрыва лодка была пришвартована к пирсу, все внутренние люки открыты. Члены экипажа были мгновенно убиты взрывной волной, которая еще и проломила борт стоявшей рядом субмарины С-350, затопив два ее отсека с 11 моряками. Хуже того: в момент взрыва на пирсе шли занятия по строевой подготовке. Взрывной волной и осколками убило еще 52 моряка. Суммарно жертвами инцидента стали 122 человека.
По количеству погибших взрыв Б-37 до сих пор считается самой крупной аварией в истории российского флота.
Атом под водой
По мере распространения ядерных силовых установок характер аварий стал меняться. 13 октября 1960 года на субмарине К8 первого советского ядерного поколения (проект 627А «Кит») разрушился теплообменный контур. В результате силовой отсек оказался заполнен радиоактивным газом. 13 членов экипажа получили облучение различной степени тяжести. Несмотря на ремонт, в 1961-м аналогичные инциденты повторялись дважды.
8 апреля 1970 года погибла невезучая К8. Инцидент случился во время масштабных учений «Океан-70». Субмарина, находившаяся на глубине 160 метров неподалеку от Азорских островов, начала подъем до перископной глубины. Во время маневра в рубке гидроакустиков возник пожар. Борьбу с огнем возглавил капитан лодки Всеволод Бессонов.
Вскоре поступило сообщение о возгорании и в отсеке регенерации. Огонь и дым стали распространяться по воздуховодам, удушая экипаж подводного корабля. Первая смена главной энергетической установки погибла в полном составе. Борясь с огнем, офицеры-инженеры наглухо задраили люк седьмого отсека, отрезав себе путь к спасению. Перед смертью подводники успели заглушить атомный реактор, чем спасли планету от аварии, которая вполне могла встать в один ряд с Чернобылем и Фукусимой.
Большая часть экипажа перешла на оказавшийся неподалеку и пришедший на помощь болгарский сухогруз «Авиор». На субмарине осталась аварийная команда из 21 человека, продолжившая бороться за живучесть корабля. Возможно, в более благоприятных условиях Бессонов и его команда смогли бы спасти подлодку, но в условиях восьмибалльного шторма АПЛ потеряла остойчивость и затонула. Вместе с моряками К8 унесла на дно Бискайского залива четыре торпеды с ядерными боеголовками и два урановых реактора.
Все это атомное «добро» и сейчас лежит на глубине 4,7 км в пятистах километрах от побережья Испании, ожидая, пока спасатели или коррозия доберутся до расщепляющихся материалов. Жертвами инцидента тогда стали 52 подводника. Впрочем, как знать: возможно история невезучей АПЛ еще не совсем завершилась.
В 1986 году в Саргассовом море после пожара был затоплен ракетный подводный крейсер стратегического назначения К219. На борту подлодки находились 50 ядерных боеголовок.
Третий поход «Комсомольца»
Однако самой известной аварией с аварией советского флота стала гибель АПЛ третьего поколения К-278 «Комсомолец» - самой совершенной подводной лодки в мире. Субмарина имела исключительные характеристики: могла погружаться на глубину до 1250 метров и двигаться под водой со скоростью до 31 узла в час.
Уникальные возможности лодке давал титановый корпус, сочетавший высокую прочность и малый вес. «Комсомолец» был первой АПЛ перспективного проекта «Плавник», а потому использовался в качестве экспериментальной субмарины, где отрабатывались новые решения для сверхглубоких погружений.
7 апреля 1989 года, во время возвращения с третьего боевого дежурства, в двух отсеках лодки возник мощный пожар. Огонь повредил силовые электросистемы, из-за чего автоматика заглушила паротурбинную установку. В результате субмарина потеряла ход. Попытка продуть цистерны на глубине в 150 метров привела к прорыву воздуховода и объемному взрыву внутри корпуса.
Спустя 13 минут после начала инцидента лодка всплыла на поверхность. Однако продолжавшийся пожар и взрывы привели к тому, что «Комсомолец» начал крениться на левый борт. Экипаж на некоторое время стабилизировал ситуацию, но через три с половиной часа «Комсомолец» начал оседать на корму и одновременно заваливаться на правый борт. Запасы хладагента, которым сбивали пламя, к этому моменту были уже израсходованы.
Командир отдал приказ об эвакуации, однако при погружении лодки всплывающая спасательная камера перевернулась и затонула. На поверхности остались около 60 человек, разместившиеся на двух спасательных плотах субмарины и одном, сброшенном с самолета-наблюдателя.
Из 69 членов экипажа «Комсомольца» спастись удалось только 27: они дождались подхода плавбазы «Алексей Хлобыстов». Многие моряки умерли от переохлаждения, находясь в ледяной воде.
Место гибели АПЛ точно известно: для обследования затонувшего корабля было проведено семь экспедиций, в том числе с участием глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2».
Трагедия «Курска»
Современная Россия потеряла всего две атомных субмарины: в 2000 году погиб убийца авианосцев – АПЛ «Курск», а в 2003-м при буксировке на разделку затонула К-159 первого атомного проекта 627А «Кит».
Крушение «Курска» считается крупнейшей аварией российских ВМФ и второй по числу жертв после взрыва Б-37. Утром 12 августа 2000 года лодка должна была провести учебную атаку против эскадры, возглавляемой авианосцем «Адмирал Кузнецов» в акватории Кольского полуострова. Однако в назначенное время пуска торпед не произошло. Были начаты поиски, и утром следующего дня гидроакустики крейсера «Петр Великий» обнаружили «Курск» лежащим на глубине в 108 метров.
Спасательная операция продолжалась 10 дней, но поднять субмарину и спасти экипаж оказалось невозможно. Проникнуть на борт затопленной подлодки удалось лишь после того, как норвежские водолазы прорезали легкий и прочный корпуса «Курска». СМИ публиковали сообщения, что часть моряков якобы спаслись, задраившись в кормовом отсеке, и что с ними даже «установлен акустический контакт». Но все 118 членов экипажа во главе с капитаном первого ранга Геннадием Лячиным так и остались на дне Баренцева моря.
По официальной версии, причиной гибели «Курска» стал взрыв учебной торпеды. Вице-адмирал РФ Валерий Рязанцев, участвовавший в расследовании трагедии, пояснял, что экипаж лодки получил неправильные инструкции, в соответствии с которыми закачал в торпеду необезжиренный воздух. Капли масел вступили в реакцию с перекисью водорода, и в результате боеприпас разорвал пусковой аппарат и спровоцировал подрыв других торпед, хранившихся на стеллажах.
Есть, однако, и альтернативная версия – что «Курск» столкнулся с американской подлодкой «Толедо», следившей за ходом учений под прикрытием АПЛ «Мемфис». Экипаж «Мемфиса» отследил столкновение и засек характерный звук открывающегося торпедного аппарата «Курска». Прикрывая своих, американцы торпедировали российскую субмарину, поразив «Курск» в районе между первым и вторым отсеком. Такой точки зрения, в частности, придерживается французский режиссер-документалист Жан-Мишель Карре, снявший фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде».
Жизнь продолжается
Позже отвечая на вопрос иностранных журналистов о том, что случилось с подводной лодкой, президент России Владимир Путин заявил «она утонула». Тем не менее, вопреки позднесоветской традиции, относиться к военным и их близким как к расходному материалу, в случае с «Курском» российское государство показало себя с лучшей стороны.
Семьям погибших подводников были предоставлены квартиры и выплачена зарплата погибших за 10 лет, притом за основу расчета приняли жалованье не рядового матроса, а командира АПЛ. Сдержали власти и обещание в отношении детей моряков, оплатив их обучение в вузах страны, в том числе и самых престижных.
Десять лет спустя журналисты отмечали, что большинство вдов офицеров-подводников живут в гражданском браке, оформлять отношения женщины, как правило, не хотят, в немалой степени из-за солидной военной пенсии, которую они получают.
«На «Курске» осталось три поколения вдов, –
Всю жизнь в трауре женщины ходить не стали, да и вряд ли бы этого хотели бы их погибшие мужья, братья и отцы. В конце концов, эти мужчины отдали свои жизни, чтобы страна и их близкие, в том числе, продолжали жить нормальной жизнью. И с этой задачей мертвые матросы, боцманы, инженеры и капитаны справились.