«Дьявол на свободе»: за что Ричарда на самом деле назвали Львиным Сердцем
В апреле 2017-го года исполняется 818 лет со дня, когда Земля избавилась от одного из величайших мерзавцев, когда-либо рождавшихся на свет.
За несколько дней до этого во время карательной операции против Адемара V Лиможского арбалетный болт задел шею Ричарда I Львиное Сердце, он же Ричард Да и Нет – и король, много раз находившийся в эпицентрах страшных битв, не пережил пустячного, в общем, ранения.
Первый в очереди к трону
Третий сын английского короля Генриха II, Ричард вроде бы не имел особых шансов на престол; впрочем, старший из сыновей, Уильям, умер еще до рождения Ричарда.
Когда Ричарду исполнилось 15 лет, его провозгласили герцогом Аквитанским – наследником матери, Алиеноры Аквитанской. Эта удивительная женщина успела побывать замужем за французским и английским королями, а в те годы ее владения заметно превышали владения короля Франции (весь запад нынешней Пятой республики находился под английским владычеством). Казалось бы – жить Ричарду да наслаждаться, усмирять аквитанских баронов да растить детишек. Вышло все, однако, иначе.
Формальной точкой невозврата стал 1183 год, когда Ричард отказался принести присягу своему старшему брату Генриху Молодому, как того требовал отец. Многодетный Генрих II хотел разделить королевство между своими детьми – но под мудрым руководством старшего сына. Присяга делала Ричарда полностью подчиненным британской короне, а он, судя по всему, рассчитывал быть независимым правителем Аквитании и Гаскони. Генрих Молодой вторгся в Аквитанию с войском, но во время кампании неожиданно заболел и умер. Так Ричард стал первым в очереди к английскому престолу – и одновременно самым ненавидимым сыном короля.
Генрих II велел Ричарду отдать Аквитанию Джону (известному сейчас как Иоанн Безземельный). После этого распоряжения британцы начали на французской земле натуральную междоусобную войну, где полегло немало англичан, аквитанцев, бретонцев, гасконцев. Но именно Ричард прибег к запрещенному приему – он обратился за содействием к «настоящим» французам. В конце концов, отец юного французского короля Филиппа II Августа когда-то был женат на матери Ричарда, а самого Ричарда в юности обручили с сестрой Филиппа (об этом ниже). Так или иначе, но при поддержке французских войск Ричард выступил против собственного отца, предал родину, привел оккупантов на британские земли – и в итоге довел до смерти собственного отца, который не пережил унизительных условий мира с французами.
Так уроженец Оксфорда Ричард Плантагенет стал английским королем Ричардом I – хотя за десять лет у власти он суммарно не провел на родине и года.
Удачный бизнес
Годы правления Ричарда очень подробно описаны в литературе – особенно инициированный им Третий крестовый поход. Можно сказать, что он властвовал с оружием в руках. Не счесть всех случаев его вероломства, предательства, коварства, необузданной жестокости. Прозвище «Да и Нет» он получил за многочисленные нарушения им же заключенных договоров, прозвище «Львиное Сердце» – не за храбрость, а за бешеный нрав: много ли мужества надо, чтобы заколоть безоружных ближневосточных заложников?
Выделим только пару забавных моментов. Если поговорки «Поспешишь – людей насмешишь» до конца XII века еще не было, то, несомненно, ее придумали по поводу возвращения Ричарда из Крестового похода. Узнав, что брат Иоанн поднимает голову и претендует на управление Британией, он фактически скомкал военную кампанию в Палестине и Сирии, бросил пленных христиан на произвол озлобленных мусульман и ринулся в Европу. Вот только почти все многочисленные королевства, герцогства, княжества, графства, из которых состояла средневековая Европа, к тому времени имели хоть какой-нибудь да зуб на буйного английского короля. В итоге повезло австрийскому герцогу Леопольду и германскому императору Генриху VI. Первый сумел пленить возвращавшегося Ричарда, а второй выкупил англичанина у соседа за 50 тысяч марок серебром, чтобы через год отпустить его за 150 тысяч золотом. Удачный бизнес, к тому же куда более гуманный, чем тот, к которому привык сам Ричард Львиное Сердце.
Узнав об освобождении своего бывшего союзника, Филипп II Август послал Иоанну Безземельному письмо со словами «Будь осторожен. Дьявол на свободе».
Действительно, вырвавшись на свободу, Ричард немедленно вступил в войну с французским королем Филиппом II Августом – тем самым, в союзе с которым уничтожил своего отца. Французам, видите ли, с легкой руки Ричарда понравилось бить англичан, и они не прерывали этого занятия, пока крестоносцы воевали на Ближнем Востоке. Ричарду удалось вернуть часть нормандских территорий, а тем аристократам, которые в отсутствие короля сотрудничали с французами, пришлось нелегко: Ричард лично возглавлял карательные экспедиции против них. Об исходе последнего такого похода вы знаете из начала нашего рассказа.
Разборчивый жених
Отношения Ричарда с женщинами заслуживают отдельного разговора. Первая невеста появилась у мальчика в полтора годика – Дульса, дочь барселонского графа Рамона Беренгера IV. В 11 лет папа Ричарда договорился о более выгодном браке сына – с дочерью французского короля Людовика VII Алис (Элис, Аликс, Аделаидой). Когда Ричарду стукнуло 18, римский папа Александр III потребовал заключения этого брака, однако Генрих уже передумал – теперь он хотел отдать Алис другому сыну, будущему Иоанну Безземельному (что неудивительно, учитывая поведение Ричарда). Тем не менее формально помолвка не была расторгнута, но это не мешало Генриху свататься то к богатой наследнице Маго, то к дочери самого Фридриха Барбароссы. А 12 мая 1191 года, уже во время крестового похода, 33-летний король обвенчался с Беренгарией Наваррской. Разрыв помолвки с Алис Ричард оправдывал тем, что та якобы состояла в любовной связи с его отцом – что, вообще говоря, весьма правдоподобно, учитывая, с какой энергией Генрих II искал для нее мужей в своей семье.
А самому Ричарду семья вообще не нужна была – его интересовали только войны и грабеж. За 10 лет брака Ричард и Беренгария прожили вместе едва ли полгода. Более того, эта английская королева ни разу в жизни не посещала Британские острова.
* * *
Единственной женщиной, которой по-настоящему был верен Ричард I, всегда оставалась его мать Алиенора Аквитанская. На руках у нее он и скончался от заражения крови 6 апреля 1199 года в возрасте 41 года.