Что на самом деле поссорило православных христиан с католиками
6 апреля 1453 года османский султан Мехмед II повелел выстрелить по Константинополю из большой пушки. В отличие от легендарного залпа «Авроры», этот выстрел не был холостым, но точно так же разделил историю мира на «до» и «после».
Прививка со смертельным исходом
Войска Мехмеда пришли под Константинополь как завоеватели, призванные навсегда обезопасить западную границу Османской империи. На тот момент султану только-только исполнился 21 год, но он уже был опытным полководцем.
ДЛЯ СПРАВКИ: В 12 лет «Магомед Великий», как еще называют султана, нанес поражение польско-сербским крестоносцам при Варне. Правда, есть подозрения, что реально османскими войсками управляли опытные приближенные Мехмеда. Но во время описываемых событий молодой падишах был абсолютно самостоятельной фигурой.
Положение Константинополя выглядело безнадежным. К городу с населением в 50 тысяч человек и с армией, в которой числилось не более девяти тысяч ратников, подошло закаленное в боях 100-тысячное войско. Вокруг была турецкая, османская территория – то есть экономическая блокада осуществлялась самым естественным образом.
И действительно, 53-дневная осада завершилась триумфом османов: 29 мая защитники Константинополя капитулировали. Мехмед II, к его чести, пытался предотвратить избиение горожан, однако мало в этом преуспел. Зато ему удалось спасти христианские святыни: османы долго страдали от набегов крестоносцев и совершенно не собирались ввязываться в религиозную войну. Более того, победители первым делом гарантировали безусловную неприкосновенность духовным лицам, а также полную свободу отправления православных обрядов. Прививка Константинополем помогла: Турция и по сей день остается одной из очень немногих мусульманских стран, где веротерпимость существует не только на словах, но и на деле. К сожалению, мир ожесточается – и очень может быть, что очередная «исламская весна» покончит с этим пережитком просвещения.
Восток - Запад
В Европе, пожалуй, нет городов, которые за последнюю тысячу лет никто не завоевывал. Но взятие Константинополя стало роковым моментом, разделившим Европу на Восток и Запад. После этого примирение православия и католичества стало принципиально невозможным.
Новый Рим, наполненный исламом
С падением Константинополя окончательно закончилось Средневековье – и вступило в полные права Возрождение. В Западную Европу бежали многие византийские ученые – и именно они принесли туда дух античности, пробившийся через тысячелетие католических запретов. А обезглавленное православие было вынуждено искать новую столицу – каковую и нашло в 1589 году в Третьем Риме, Москве. Формально Константинопольский («Вселенский») патриарх до сих пор первый среди православных иерархов, фактически же это гражданин мусульманской Турции, живущий по ее законам.
И по сей день есть в России люди, для которых «второй Рим», древний Константинополь – символ всех чаяний, которые бредят Олеговым щитом на вратах Царьграда. «Москва и град Петров, и Константинов град – / Вот Царства Русского заветные границы…» – писал впавший к старости в славянофильство Федор Тютчев. «Константинополь должен быть наш, завоеван нами, русскими, у турок, и остаться нашим навеки» – вторил ему Федор Достоевский. Недавняя размолвка России с Турцией всколыхнула было эти настроения в обществе, однако после скорого примирения надежда на реванш за события 1453 года вновь угасла. Надолго ли?