Большинство наркомов вокруг Сталина были старообрядцами
Большинство наркомов вокруг Сталина были старообрядцами
В школе меня учили, что Петр СТОЛЫПИН, чья 155-я годовщина со дня рождения отмечается в апреле, был палач и реакционер. Позже стали говорить, что лишь такой смелый и мудрый политик мог бы спасти Россию. Царский премьер-министр действительно был патриотом. Только, как и большевики, старался русский народ осчастливить насильно. Что, в частности, касается русского мужика, уникальность быта которого при внимательном рассмотрении просто потрясает.
- Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как то чувство голода, половое чувство и т.п. И одно из самых сильных чувств этого порядка - чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею, - писал Столыпин.
Казалось бы, все логично. Целью Петра Аркадьевича было интегрировать крестьян в рыночную экономику, ликвидировав сельские общины, где, выражаясь современным языком, процветала уравниловка. С точки зрения нынешних рыночников-реформаторов, где все определяется выгодой, он был абсолютно прав. А вот с точки зрения справедливости в понимании русского землепашца - это еще большой вопрос!
Впрочем, все началось задолго до Столыпина.
Народ Божий
Император Николай I внимательно вчитывался в доклад некоего майора Третьего отделения Васильева. В 1838 году он по высочайшему повелению проводил инспекцию в 20 губерниях. Задача была поставлена четко: выявить влияние иностранных агентов, источников смуты. Нового восстания декабристов царь категорически не желал. Однако доверенный офицер докладывал, что обнаружил другой источник опасности. Староверы - вот в чьей среде «тлится дух дерзновеннейшего отвержения власти царя и гражданских законов».
Так называемые раскольники появились в конце XVII века, когда патриарх Никон провел церковную реформу, чтобы привести церковные обряды в соответствие с греческими. Появились недовольные, случались бунты, самосожжения в знак протеста.
К XIX веку проблема, казалось, потеряла остроту. Согласно официальной переписи, староверов было всего два процента населения. Однако, как удалось выяснить по приказу Николая I, реальные цифры были занижены в десять раз. Раскольников в стране было не менее 20 миллионов человек. Каждый пятый! Они имели огромный нравственный авторитет и жили по своим удивительным правилам.
- Раскольники вели хозяйство не для извлечения прибыли отдельными лицами и их семействами, а для укрепления институтов своей веры и поддержания своей общины - «народа Божия», - пишет профессор Александр Пыжиков.
Русские Ротшильды
Никакой аристократии. Любой крестьянин мог стать наставником или настоятелем, были бы к этому способности. Любой имел право заявить свои требования, и «обчество» было обязано их выслушать. При этом раскольники оперировали колоссальными капиталами. Но конкретного владельца у них не было! Действовал принцип: «Твоя собственность - это собственность твоей веры».
Ученый XIX века Дмитрий Шелехов с изумлением описывал свою встречу в старообрядческом Владимирском крае с «русскими Ротшильдами» - братьями Большаковыми. Те выдавали купцам заем без оформления какой-либо документации - «по совести». В присутствии Шелехова мужику в тулупе ссудили пять тысяч рублей с устным условием возврата денег через полгода. Когда ученый поинтересовался, не боятся ли банкиры обмана, те искренне удивились. И пояснили, что в их среде обманщик потеряет сразу все: «Глаз не показывай и не живи на свете, покинь здешнюю сторону и весь свой привычный промысел». Шелехов с восхищением писал: «Вот вам русская биржа и маклерство!.. Господа писатели о финансах и кредите! В совести ищите основание кредита, доверия, народной совестью и честью поднимайте доверие и кредит».
Деньги даром
А вот еще пример. В 40-х годах XIX века полиция заинтересовалась деятельностью Преображенского кладбища в Москве, которую контролировали «беспоповцы». Выяснилось, что погост вместе с хозяйственными строениями и больницей являлся финансовой артерией староверов. Здесь хранились капиталы наставников и попечителей, которые выделялись на открытие или расширение предприятий. Притом допускался не только беспроцентный кредит, но и безвозвратный! Если дело знаешь, людям пользу приносишь - не жалко. Но выкупить компанию в собственность управленец-старовер не мог. Это же готовый развитой социализм, уверенно шагающий к коммунизму! Только без советской бюрократии.
Но правительство такое государство в государстве категорически не устраивало. К 50-м годам XIX века было сделано все, чтобы его уничтожить. Раскольникам стали выдавать лишь временное членство в купеческой гильдии, побуждая сменить веру. Решения «обчества» о смене управленца без соответствующих процедур и бумаг, что староверы не практиковали в принципе, чиновниками не признавались. И такое поведение власти стало ее фатальной ошибкой.
Слесари с бомбами
В результате появился целый класс миллионеров из крестьянской среды, которые благодарить правительство за это не собирались. В 1897 году в Замоскворечье старообрядцами были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о... социализме. К 1905 году на курсах обучалось 1500 человек. Больше не помещалось в классы. Не беда: предприниматель-старообрядец Савва Морозов тут же внес 85 тысяч рублей на строительство 3-этажной марксистской школы.
Деньги рекой текли в карманы революционеров, которых для отвода глаз устраивали на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, но зарплату они получали исправно. Ежемесячный доход таких псевдослесарей колебался от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции и увольняли.
На революцию 1905 года в Москве, где свило «гнездо» старообрядческое купечество, средств и людей не жалели. К примеру, баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины. Много представителей было от фабрики старообрядца Мамонтова и мебельного завода старообрядца Шмидта.
Достижения московских раскольников впечатлили. Они добились, чтобы почту и телеграф, стратегическую по тем времена область, передали московскому купечеству. А итогом боевых действий в Москве стал перевод в местные банки огромных финансовых средств, «необходимых для восстановления нормальной экономической жизни».
Беспоповцы вождя
Так же щедро московские банкиры финансировали и Февральскую революцию, восприняв свержение царя как свою победу. Но тут опомнились лидеры большевиков, которым удалось перехватить инициативу. Октябрь 17-го уничтожил банкиров и миллионеров из раскольнической среды как класс. Что же, звезда приверженцев старой веры закатилась? Ничуть.
- Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80 процентов составляли старообрядцы-беспоповцы. После революции 1917 года именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, - пишет Пыжиков.
Беспоповцы составили основу «сталинского» поколения управленцев и партработников, которое вытеснило «ленинскую гвардию» из власти.
Выходцами из старообрядческой среды были Михаил Калинин, Клим Ворошилов, Виктор Ногин, Николай Шверник (Шверников), Иван Москвин, Николай Ежов, Александр Косарев, Павел Постышев, Георгий Маленков (лидер староверческого крыла партии в эпоху зрелого сталинизма), Николай Булганин, Дмитрий Устинов, Михаил Суслов, Михаил Первухин, Андрей Громыко, Николай Патоличев и многие другие.
К 1939 году из 139 членов ЦК 115 были новыми людьми. Значительная часть из них воспитывалась в семьях, где представления о правильной жизни перекликались с лозунгами большевиков. Не погоня за выгодой, не рыночная конкуренция, а жизнь по правде и справедливости, строительство «рая Божия на земле». Если бы психологию своего народа понимали его правители, включая Петра Аркадьевича Столыпина, русская история могла пойти бы по другому пути.