Евгений Евтушенко: «О человеке можно судить по его жене»

В свою четвертую супругу Марию Новикову, которая была младше на 30 лет, поэт влюбился еще до того, как увидел ее лицо

В свою четвертую супругу Марию Новикову, которая была младше на 30 лет, поэт влюбился еще до того, как увидел ее лицо

Мария Новикова, ставшая четвертой супругой Евгения Евтушенко, была рядом с ним до последних минут. Она дежурила около его кровати в американских госпиталях, когда муж, который был старше ее на 30 лет, начал серьезно болеть (как рассказал сын поэта, Евгений Евтушенко-младший, шесть лет назад врачи диагностировали у его отца рак). В США, где супруги жили с 1991 года, удивлялись при виде самоотверженной жены, несущей вахту около больного мужа несмотря на присутствие рядом врачей и профессиональных сиделок. Как признавался сам литератор, «Маша вытащила его из очень тяжелой болезни», когда он перенес восемь операций в течение одного года. «Ей пришлось проводить много времени в госпиталях, к удивлению американцев… У нас принято, когда жены приходят и спят, где-нибудь приткнувшись в уголочке...», - приводит сайт «Комсомольская правда» слова Евгения Александровича, сказанные им во время одного из последних интервью. В последние дни и минуты жизни Евгения Евтушенко Мария Новикова также постоянно была рядом с мужем. И умер он в больнице города Талса, где жил и преподавал в университете, образно говоря, на руках у супруги.

Как уверял поэт, «о человеке можно судить по его жене». По словам Евгения Евтушенко, «у него были разные жены, но все достойные». Брак с Марией Новиковой оказался самым крепким – супруги прожили вместе 30 лет. При этом, как признавался Евтушенко, у них с женой во многом разные взгляды – в том числе на литературу и политику. «Мне никогда не бывает с ней скучно. И ей со мной. Мы спорим…».

Их первая встреча произошла в Петрозаводске, тогда Новиковой было 23 года, а имя Евгения Евтушенко гремело на всю страну. По словам поэта, он влюбился сразу, еще не видя лица будущей супруги, а видя только ее руку, так как в тот момент сидел и подписывал книжки в телестудии. На тот момент Евтушенко уже разъехался со своей третьей женой, ирландкой Джен Батлер. Мария уговаривала его спасти свою семью, но сохранить тот брак так и не получилось. «Мы встретились 5 июля 1986-го, а поженились 31 декабря того же года...», - вспоминала Мария Новикова.

Евтушенко и Новикова расставались очень редко. Когда Евгений Евтушенко приезжал в Россию, чаще всего его сопровождала жена. «Когда видел, сколько у нее сил уходит на меня, на детей, на работу, я поражался ее мужеству и терпению. Иногда думал: Господи, что я так ее мучаю?», - признавался Евтушенко. Жене он посвятил одни из своих самых знаменитых лирических строчек: Хочу я тебя разлюбить. Не могу. Чтоб только совсем отпустить бы на волю. Когда я от боли уже чуть не вою, А после впадаю почти в немоту. Пусть лучше один я все перенесу, Пусть лучше один я отплачусь, отмучусь. На что же тебе эта женская участь – Остаться Аленушкой в темном лесу? Лишь редкая женщина, кто устоит При лязге зубов, окружающих в чаще. Но счастье великой жены состоит Из мужниных, с ним разделенных несчастий.