Назначения врача мы воспринимаем как должное, забыв, что чуть более 100 лет назад вступившее в промышленную эпоху человечество находилось на грани вымирания
В конце XIX века средняя продолжительность жизни европейцев едва достигала 42 лет. Во время родов умирали каждая десятая женщина и каждый третий ребенок, а до 10 лет доживала только треть родившихся малышей.
К 35 годам большинство занимавшихся ручным трудом мужчин становились похожими на дряхлые развалины с гнилыми зубами, а перешагнувших 50-летний рубеж можно было смело называть умудренными жизнью старцами.
По-настоящему катастрофической была ситуация в крупных промышленных городах, где жуткая экология буквально убивала людей, вызывая неизученные и неизлечимые заболевания.
Воспалившийся аппендикс, острая пневмония и камни в почках являлись смертельными болезнями, при ампутациях до половины пациентов гибли от болевого шока, а при серьезной потере крови спасти человека было попросту невозможно.
Казалось, что человечество обречено, но научный прорыв в медицине сумел существенно изменить ситуацию.
Анестезия
Ощущение зубной боли сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Чтобы избавиться от нее, приходилось вырывать зубы, а это вызывало еще большую боль.
В Средние века процесс вырывания зубов превращался в настоящее «пыточное» шоу, посмотреть которое приходили десятки зевак. Как правило, пациента привязывали к дереву или повозке либо держали несколько крепких мужчин, а сам он во время операции издавал жуткие вопли.
Рождением современной анестезии считают 16 октября 1846 года, когда зубной врач из Бостона Уильям Мортон провел первую челюстную операцию, осуществив обезболивание пациента с помощью диэтилового эфира. Такой наркоз применяют и сегодня для обработки кариозных полостей и корневых каналов зуба при подготовке к пломбированию.
Далее последовали эксперименты с хлороформом, которым пытались уменьшить родовые боли, использовали внутривенные коктейли с алкоголем при проведении полостных операций и ампутаций, а также применяли кокаин для блокировки болей при операциях на глазах.
И только в 1905 году для анестезии начали использовать новокаин, синтезированный немецким химиком Альфредом Эйнхорном. Это помогло окончательно победить боль от посттравматического шока и спасти миллионы человеческих жизней.
Группы крови
Испокон веков считалось, что в крови сосредоточилась сама жизнь. Первые попытки переливания ее от человека человеку и от животных человеку предпринимались еще в Древней Греции, но все они потерпели неудачу.
В Средние века в крови принимали ванны, ее употребляли в качестве лекарства. Сохранились исторические данные о том, что в 1492 году страдавший лихорадкой папа римский Иннокентий ежедневно выпивал три кубка, наполненных кровью 10-летних мальчиков.
С середины XIX века опыты по переливанию крови от человека человеку вновь возобновились, но только каждый третий завершался успехом. Во всех остальных случаях пациенты гибли.
И только в 1900 году австрийский врач Карл Ландштейнер смог выделить три группы крови, которые он назвал 0 (ноль), А и В. Сегодня мы знаем их под номерами I, II и III. Позднее его ученики выделили и четвертую группу крови, которую назвали АВ.
За это открытие, позволившее спасти сотни миллионов человеческих жизней, Ландштейнер получил Нобелевскую премию, а в день его рождения, 14 июня, весь мир отмечает День донора.
В 1939 году доктора Филип Левин и Руфус Стетсон выявили резус-фактор, который поставил жирную точку в изучении основных характеристик человеческой крови.
Рентгеновские лучи
Веками врачи изучали человеческие тела при помощи ощупывания. При необходимости сложить неправильно сросшиеся кости использовали колотушки, долота и пилы, зачастую попадая не туда, куда нужно.
В 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл X-лучи, позволявшие буквально «просвечивать» человеческий организм, выявляя дефекты костей и появление злокачественных образований. Он не стал патентовать свое открытие, позволив использовать рентгеновское излучение в медицине и различных отраслях промышленности.
Сегодня рентгеновские лучи помогают своевременно выявить туберкулез, раковые новообразования, повсеместно используются в травматологии и хирургии, а также являются главными элементами УЗИ.
Всеобщая вакцинация
Оспа, холера и чума являлись настоящим бичом человечества, а каждая из эпидемий уносила не менее 300–400 тысяч жизней. Для инфекции не существовало барьеров, и скрыться от нее было невозможно даже за высокими стенами средневековых замков.
Попытки прививаться от этих болезней делались в древних Индии и Китае, а в 1776 году английский врач Эдвард Дженнер впервые в Европе сделал успешную прививку от оспы сыну своего садовника.
В конце XIX века к подобным опытам приступил французский микробиолог и химик Луи Пастер, которому удалось разработать вакцины от сибирской язвы и бешенства — широко распространенных и абсолютно неизлечимых болезней того времени.
В необходимость прививок поверили все, и всеобщая вакцинация стала обязательной. Сначала в Европе, а потом и в остальном мире.
Антисептики и антибиотики
В середине XIX века больные с разными заболеваниями и рожающие женщины часто находились в одних больших помещениях. Врачам, которых было явно недостаточно, так было легче и быстрее осматривать пациентов.
Очень часто, осмотрев труп умершего от гнойного заражения больного, врач мчался принимать роды, успев кое-как ополоснуть руки. Как следствие — у матерей развивалась родовая горячка, передававшаяся малышам, а смертность среди новорожденных достигала 25–30 %.
Это являлось одной из причин того, что многие женщины предпочитали пользоваться услугами бабок-повитух, у которых руки были стерильнее, чем у профессиональных медиков.
В 1867 году вдохновленный микробной теорией Луи Пастера британский врач Джозеф Листер применил повязку, пропитанную раствором карболовой кислоты (фенола) в лечении открытого перелома.
С течением времени в качестве антисептиков начали использовать этиловый, пропиловый и изопропиловый спирты, борную кислоту, бриллиантовый зеленый и раствор йода, а также пероксид (перекись) водорода и другие антисептики, которые наносили пациенту гораздо меньший вред, чем токсичная карболка.
Средняя продолжительность жизни европейцев начала резко расти, но была остановлена двумя мировыми войнами первой половины ХХ века. В конце Второй мировой войны ученым из Оксфордского университета Говарду Флори и Эрнсту Чейну удалось выделить в чистом виде первый антибиотик — пенициллин. Это увеличило жизнь людей до 60-65 лет, а с изобретением новых аппаратов для медицинских исследований, включая МРТ и УЗИ, средний возраст жителей Европы вырос до 75-80 лет.