«Национализация» женщин и другие провокационные теории, приписанные Александре Коллонтай
Валькирия революции, идеолог «освобождения женщин», автор «теории стакана воды» - такие ассоциации возникают, когда мы слышим имя Александры Коллонтай.
Это с одной стороны. А с другой - нарком, дипломат. Посол Советского Союза, образ которого блестяще представила Юлия Борисова в одноименном фильме. Так кем же была эта выдающаяся женщина? 31 марта отмечается 145 лет со дня ее рождения - отличный повод во всем разобраться. А поможет нам в этом политолог, историк Ярослав Листов.
- Ярослав Игоревич, Александра Михайловна в качестве наркома государственного призрения занималась, как бы сейчас сказали, социальной работой: садиками, яслями, роддомами. Тут понятно. А вот как с пресловутой «теорией»? Как там звучало: «В новом обществе заняться сексом - что выпить стакан воды?»
- Разочарую вас: к этой теории Коллонтай никакого отношения не имела. Ее придумала французская баронесса Аврора Дюдеван. «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит», - утверждала Дюдеван. Хотя эти слова часто приписывают Розе Люксембург. В период Гражданской войны белогвардейцы запустили эту байку в отношении Александры Михайловны. Она была самой яркой представительницей в правительстве молодого государства и постоянно попадала под прицел оппонентов. К тому же на слуху были ее работы «Дорогу крылатому Эросу!» и «Любовь трудовых пчел». Кроме этого, в Екатеринбурге придумали другую фишку - Декрет о национализации женщин, якобы написанный Коллонтай. Этот опус перепечатала одна из газет, поставив под «документом» подпись Александры Михайловны. Иван Бунин до того в это поверил, что написал несколько пасквилей о Коллонтай в «Окаянных днях». Скандальный декрет, кстати, до сих пор хранится в архиве сената США.
- Но в «…крылатом Эросе» Коллонтай как раз и задается «вопросом взаимоотношений полов», как она говорит.
- Свобода отношений в представлении Александры Михайловны подразумевала право на развод. По законам Российской империи женщина не могла развестись и вообще не являлась субъектом права. Когда в 1905 году Николай II издал Декрет о выборах в Государственную думу, он писал: «В выборах не могут участвовать животные и женщины» - именно в такой очередности. Женщина не могла выехать за границу, так как у нее не было документов и она была вписана в паспорт мужа. Свобода передвижения, какую имела Коллонтай, дважды побывавшая в США, объехавшая всю Европу, для простой российской женщины была непозволительной роскошью.
Почему рушились браки и романы самой Александры Михайловны? Не сложилось с Александром Шляпниковым, Павлом Дыбенко? Потому что они считали, что поймали птицу в клетку и могут теперь посадить ее дома. А она как раз против этого выступала.
Ее брак с Владимиром Коллонтаем можно считать вызовом обществу: дочь генерала Шура Домонтович должна была стать женой императорского адъютанта, а не бедного инженера. Позже она напишет, что ее тяготит исполнение супружеских обязанностей. Она хотела видеть в любимом мужчине прежде всего друга, а потом уже супруга.
Нудисты у Кремля
- При этом личная жизнь Александры Михайловны была очень насыщенной.
- Просто о ее романах говорили все. У роковых женщин того же периода - Маты Хари, Айседоры Дункан, Зинаиды Гиппиус - количество связей было на порядок больше, чем у Коллонтай. Но что возьмешь с представительниц декаданса? А вот коммунистка, первая в мире женщина-нарком - вот кому интересно предъявлять претензии по поводу «облико морале». Многие нападки на Коллонтай - это нападки на советскую власть и попытки через нее, условно говоря, дотянуться до Ленина, а потом и до Сталина.
- А как насчет пройтись нагишом - пишут, что Коллонтай была членом общества нудистов?
- Эта фальшивка придумана в фашистской Италии. Даже публиковали фотографию - якобы нудисты на Красной площади, хотя видно, что они стоят на песке, а сзади поставлена Кремлевская стена. Фотомонтаж. Это происходило в период становления фашизма в Италии. В основе всех фашистских диктатур лежит борьба с коммунистами, но со своими бороться сложно, они на виду, а вот Советский Союз скрыт за «железным занавесом» и о нем можно было сочинить все, что угодно.
Кстати, кроме мистификации с нудистами, ходила байка о том, что супруга академика Шмидта держит детский дом в Москве, где с шести лет проводят уроки секс-воспитания. И будто бы там рос Василий Сталин.
Поматросил и бросил
- Александра Михайловна выбирала мужчин намного моложе себя. Что за тенденция такая?
- Это свойственно феминистскому движению. Молодой мужчина рядом - признак востребованности женщины. Плюс ко всему простая психология: когда женщина состоялась в общественной жизни, она хочет состояться и в личной. Но люди ее поколения не привыкли бегать по митингам. Это должен делать парень, у которого горят глаза. Поэтому естественно, что рядом с женщинами-революционерками оказывались молодые люди. Последний возлюбленный Александры Коллонтай, французский коммунист Марсель Боди, был на 21 год ее моложе. А Роза Люксембург жила с сыном Клары Цеткин: разница в возрасте 15 лет. Но, повторюсь, ни один из браков Коллонтай не оказался счастливым.
- «Матрос» Дыбенко - нарком по морским делам - в самом деле имитировал самоубийство после того, как Александра Михайловна уличила его в измене? Рассказывают, что он заперся в комнате и выстрелил себе в сердце. Правда, удачно оттянул кожу, и пуля лишь слегка ее задела.
- Как историк, подтвердить это не могу. А вот то, что роман был огненным, стремительным, - это факт. Бывало, Коллонтай мчалась на Украину к своему Павлу - ее в Москве найти не могли. Чтобы спасти Дыбенко, арестованного после сдачи Нарвы, она заключила со своим возлюбленным первый в истории Советского Союза гражданский брак, узаконенный властью, а не церковью. Впервые в жизни она ревновала, нарушив собственные установки, по которым женщина должна быть выше «мещанских предрассудков». Пережив предательство своего «матроса», она попросилась на дипломатическую службу и уехала из России.
Мода на зайца
- Ярослав Игоревич, насколько фильм «Посол Советского Союза» исторически точен?
- Процентов на 80. В картине отражен момент второго пришествия Коллонтай в Швецию. Дело в том, что во время Первой мировой войны, находясь в этой скандинавской стране, Александра Михайловна написала пару антивоенных статей, за что оказалась в тюрьме, а потом была выслана в Копенгаген. Когда после Октябрьской революции она получила назначение в Швецию, король Густав V решил, что не будет принимать ее верительные грамоты. Но она так его поразила, что он эти бумаги взял.
Кстати, помните историю с накидкой из «русского меха»? Это тоже реальный факт: Александра Михайловна ввела моду на воротники из зайца.
Еще один эпизод ее работы показан в фильме: разоблачение фашистской Германии, которая пыталась инспирировать бомбардировки якобы Советским Союзом шведской территории. Александра Михайловна действительно ездила на место трагедии и вместе с сотрудниками посольства нашла осколок снаряда с немецким адресом.
Коллонтай добилась выхода из войны Финляндии, занимавшей сторону Германии, оказав давление на правительство страны через промышленников. Зная, кто из предпринимателей может воздействовать на власти, она по согласованию с Москвой организовала бомбардировки их заводов, тем самым побуждая идти на переговоры. Как сказал один из промышленников: «У Коллонтай великая сила убеждения, но сила убеждения Советской Армии не терпит возражений».
Кстати, мало кто знает, что в годы Второй мировой войны на Александру Коллонтай не раз совершали покушения и пытались ее подставить. В недрах контрразведки фашистской Германии был составлен документ, свидетельствующий, что один из французских агентов завербовал нашего посла. Эту фальшивку предъявили Сталину, но тот без комментариев отправил ее в архив.
- Как складывались отношения этой женщины со Сталиным? Что помогло ей уцелеть в 30-е годы?
- Александра Михайловна рано вышла из политической борьбы, так как с 1922 года находилась на дипломатической службе. У нее были громаднейшие связи в Европе, она поддерживала линию партии, во внутренних дрязгах замешана не была, поэтому повода сводить с ней счеты у «отца народов» не было. Ему импонировало видеть рядом с собой великую большевичку с богатым опытом революционной борьбы.
Они не раз общались. На одной из встреч Иосиф Виссарионович якобы произнес знаменитую фразу: «На мою могилу набросят кучу мусора, но ветер истории ее развеет». Перед смертью Александра Михайловна Коллонтай написала книгу «Мои встречи со Сталиным». От людей, которые этот труд рецензировали, и пошла легенда. Однако полного текста в архивах не найдено. И в дневниках Коллонтай этой фразы нет.
С сыном на «вы»
- Как у Александровны Михайловны складывались отношения с сыном? Она ушла от них с мужем, когда Миша был совсем ребенком. Многие, кстати, верили, что он погиб на фронте, как показано в фильме.
- Режиссер Георгий Натансон добавил драматургии картине, хотя на самом деле Михаил Коллонтай, получив серьезное ранение, остался жив. Трагедия там была. В письмах Александры Михайловны сыну чувствуется очень сильная любовь. И извинения, что оставила его. Но иначе она не смогла бы заниматься революцией. Сын, повзрослев, не скажу что простил ее, этого мы никогда не узнаем, но то, что он все понял и принял, - факт. У них были нормальные отношения. Обращались друг к другу на «вы» - с уважением.
- Но в конце жизни, когда после инсульта Александру Михайловну разбил паралич, сына рядом не было.
- Она сама не хотела этого. Когда самолет, на котором она навсегда прилетела из Швеции в Москву, приземлился и ее опускали по трапу, врач уточнил: «Кто здесь больной?» И Александра Михайловна поставленным голосом сказала: «Больных здесь нет». Ей было уже глубоко за 70, и она не хотела стать обузой для сына. По воспоминаниям подруги, Коллонтай говорила: «Я не была с ним, когда это было нужно ему, и я не могу требовать, чтобы он был рядом со мной, когда это нужно мне». Александра Михайловна несла свой крест как некую вину за то, что не додала ему в юности. С внуком Володей общалась - он оставил об этом воспоминания. Сын и внук Коллонтай в разное время возглавляли Советско-шведское общество дружбы.
ЦИТАТА
Из работы «Любовь и новая мораль»:
- Наше время отличается отсутствием «искусства любви»; люди абсолютно не умеют поддерживать светлые, ясные, окрыленные отношения, не знают всей цены «эротической дружбы». Любовь - либо трагедия, раздирающая душу, либо пошлый водевиль. Надо вывести человечество из этого тупика...